Выезд царицы лета. Как развивается рынок клубники в России?
Соседи угостили клубничкой. Самой настоящей — свежей, ароматной. Ягодки красные, правда, не очень крупные, да и на вкус не сильно сладкие. Но… «Свои! — с гордостью прокомментировали дарители, — наш первый дачный урожай». Соседи — до мозга костей горожане, «асфальтовые» люди. Участок в садоводстве приобрели пару лет назад исключительно «для шашлыков», ну и для цветочков. Клялись сами себе: «Никаких грядок!», но тепличку, оказывается, поставили. Засадили ее рассадой клубники. И вот он, первый урожай. Пусть мелковата ягода, зато есть чем гордиться. Впереди лето — то ли еще будет…

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА
График ягодных визитов
А что, собственно говоря, будет? А то, что клубничка нынешним летом достанется далеко не всем желающим. Счастливые обладатели собственных плантаций не в счет. Речь о тех почитателях сладкой ягоды, которые за ней, любимой, идут в магазины, на рынки и базарчики.
Обычно массовое появление клубники в наших краях начинается еще в апреле. В прежние времена, до введения Россией в 2014 году продовольственных санкций, самой первой к нам приезжала испанская тепличная клубника, за ней — турецкая, тоже тепличная. Потом наступало время греческой, и это была самая первая ягода из выращенных в открытом грунте. Потом к ягодному потоку подключались Египет, Польша, Сербия, Азербайджан.
В последние же десять лет основными дальнезарубежными поставщиками остаются Китай, Турция, Египет и Сербия. Традиционными ближнезарубежными — Белоруссия, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Казахстан.
На международные рынки страны — производители клубники поставляют в год около 900 тысяч тонн этой ягоды. Россия входит в число крупнейших импортеров, занимая в списке стран-покупателей шестое место. В среднем в нашу страну ввозят 50 – 52 тысячи тонн клубники. Рекордным стал позапрошлый год — около 55 тысяч тонн.
Импортная ягода никогда не была дешевой, а в нынешнем мае просто «убила» ценами. В Петербурге, Москве и других крупных городах они доходили до 1000 рублей за килограмм, а иногда и выше. В Хабаровске — местные зафиксировали факт — за килограмм армянской клубники просили 3,5 тысячи рублей. В принципе это понятно: где Армения, а где Хабаровск. Одна перевозка чего стоит… Китай ближе.
В первом квартале Россия вдвое (по сравнению с прошлым годом) увеличила закупки клубники в Поднебесной, доведя их до 3,4 миллиона долларов в денежном выражении и став крупнейшим импортером ягоды из этой страны. Правда, в свежем виде ее удается попробовать только в приграничных городах и весях, основная же масса идет на переработку.
Есть надежда, что с началом массовой уборки клубничного урожая в России торговцы все‑таки поумерят свои ценовые аппетиты. Но серьезного удешевления ягоды ждать не стоит. Производители из южных регионов, где от весенних заморозков пострадали косточковые культуры, намерены отчасти восполнить потери за счет реализации клубники, которая оказалась на удивление устойчивой перед непогодой.
Хотя удивляться тут особо нечему. Крупные фермерские хозяйства, занятые промышленным производством клубники, все чаще переходят на ее выращивание в теплицах. Для подстраховки их сооружают и хозяйства средней руки, где клубника растет в открытом грунте.
Имя по наследству
Совокупный объем российского рынка свежей клубники — 280 – 300 тысяч тонн в год. Тут и импортная клубника, и отечественная — выращенная как в товарных хозяйствах, так и в личных подсобных.
Выращиванием клубники в Ленобласти довольно бойко занялись фермеры. Даже в дальних, «холодных», районах 47‑го региона — в Лодейнопольском, например. Причем не на каких‑то огородных грядках, а на настоящих плантациях площадью от гектара и больше. Тепличные «тоннели» с клубникой тоже есть — в Приозерском районе. Там счет урожая идет уже на сотни тысяч тонн (в прошлом году собрали 230 тысяч). На рынки Петербурга товарная клубника из Ленинградской области прибудет в июле. Но многое зависит от погоды: если разгуляется начало лета, то и местную ягоду можно будет ждать раньше.
Вот мы все клубника, да клубника… Хотя с научной точки зрения речь идет о землянике. С этими названиями та еще путаница. Попробуем разобраться.
Начнем с того, что вся клубника относится к одному ботаническому роду — Fragaria, по‑русски и будет «земляника». Род делится на виды, среди которых будут и земляника ананасная, и земляника мускатная (мускусная), земляника зеленая, земляника лесная. Последняя растет в лесах средней полосы России, встречаются полянки с этой ягодой и в наших лесах.
Но большего внимания в стародавние времена удостоилась другая «дикарка» — зеленая земляника. Вообще‑то она была не то чтобы зеленой — одной стороной, обращенной к солнцу, наливалась красным цветом, а другая, находящаяся в тени, оставалась лишь слегка розоватой или даже белесой. Из-за этого ягоду в народе называли «полуницей» (или «полоникой»). За ней же закрепилось и другое название — «клубника». Из-за внешнего вида: ягоды были крупной шаровидной формы (бывшее в обиходе слово «клуб» означало нечто круглое, как клубок).
Из дикой природы ягоду переносили в сады и пытались ее культивировать, отчасти успешно: растения приживались, но урожай этих плантаций был невысок. Поэтому вскоре все внимание садовников переключилось на землянику мускатную, завезенную из Европы. И название «клубника» перенесли на нее.
По всей вероятности, именно об этой ягоде шла речь в одном из приказов Петра I: «Из села Измайлова послать осенью в Азов кореньев всяких зелий, а особливо клубничного, и двух садовников, дабы оные размножить». Так впервые на государевом уровне в России была упомянута ягода, получившая позже с легкой руки экзальтированных поэтов звание «царицы лета».
Но и это еще не все. Где‑то на рубеже XIX – XX веков в России появилась ананасная земляника. Абсолютно селекционное произведение, результат скрещивания земляники чилийской с земляникой виргинской. Ягода получилась особенно крупноплодной и со временем вытеснила практически все другие культурные виды земляники. И, видимо, уже по традиции на нее перенесли бытовое название «клубника».
Одним из самых первых ананасных сортов была Виктория. Вывели его в Англии и назвали в честь «одноименной» королевы. Позже это название стали распространять — неофициально, конечно, — на все сорта садовой клубники (земляники). Что не сделаешь для успешного маркетинга!.. Если на рыночный лоток вывален клубничный товар в сопровождении ценника и пометки на нем: «Виктория» — это вовсе не значит, что так оно и есть на самом деле.
Прибавьте аромата!
В общем и целом только на территории бывшего Советского Союза районировано больше сотни клубнично-земляничных сортов. А всего в мире их выведено более двух тысяч. В компаниях, подвизающихся на торговле рассадой, есть четкое ее разделение на «сорта для супермаркета» и «сорта для еды». Клубника «для супермаркета» будет отличаться аппетитным внешним видом — отборными, крупными, яркой расцветки ягодами.
Именно эти сорта выбирают для товарного производства. Ведь у них, кроме привлекательной внешности, есть и парочка других очень важных преимуществ: ягода рано вызревает и сравнительно легко переносит транспортировку на длинные расстояния. Правда, есть и пара недостатков — «пустой» вкус и отсутствие аромата. Но! Еще лет пятнадцать назад появились технологии, которые «заставляют» клубнику пахнуть так, как и должна пахнуть летняя ягода, только что сорванная с грядки.

Кроме того, производители разными методами стараются ускорить созревание ягод. Делается это чаще всего ударными дозами азотных удобрений. Получив их, ягода набирает массу рекордными темпами. Потом перед фасовкой и дальней дорогой клубнику обрабатывают в специальной «газовой среде», чтобы не распространялась серая гниль.
В связи с этим могут пригодиться советы от экспертов Роскачества.
Лучше всего покупать те ягоды, которые были выращены недалеко от региона продажи. Перед покупкой важно оценить их внешний вид. Хорошие ягоды должны быть спелыми, но не перезревшими. Показатель свежести — зеленая «корона» на ягодке. Если чашелистик пожух, повял, стал буроватым, значит, товар слишком долго хранили или везли. И, скорее всего, ягода была собрана неспелой.
Товарная клубника не должна течь. Это первый показатель того, что ягоды «перекормлены» нитратами.
Читайте также:
Летние чаепития. Как развивается рынок чая в России?
Пломбир без угрызений совести: как развивается рынок мороженого и кваса в России?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7919) от 02.06.2025 под заголовком «Выезд царицы лета».
Комментарии