Вступили в силу новые правила сдачи экзамена на водительские права

Сколько надо пройти испытаний для того, чтобы получить заветные водительские корочки? Любой автолюбитель с ходу ответит, что три – теория, «площадка» и «город». Правильно. Именно так и было до сегодняшнего дня. Однако начиная с сегодняшнего дня, согласно новым правилам, курсантам автошкол придется сдавать всего два экзамена. Правда, радоваться нововведению пока рановато.

Вступили в силу новые правила сдачи экзамена на водительские права | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Отменили экзамен по проверке первоначальных навыков управления, который в просторечье называли «площадкой». На ней, в частности, отрабатывали такие элементы, как разворот в ограниченном пространстве, въезд в бокс, параллельная парковка, змейка, начало движения на подъеме...

Отныне кандидаты в водители будут показывать свои навыки управления автомобилем непосредственно на городских улицах. То есть в реальной дорожной обстановке. Это не касается тех, кто хочет получить права на мопед, мотоцикл или квадроцикл.

В принципе смысл новации понятен. Как показывает статистика, молодые водители в основном попадают в ДТП не на парковках или въездах в гараж. И уж точно такие аварии не несут угрозы жизни и здоровью граждан. Большинство транспортных происшествий с тяжелыми последствиями происходит из-за несоблюдения начинающими водителями очередности проезда перекрестков, непредоставления преимущества при перестроении, неумении двигаться со скоростью потока или совершить обгон.

Поэтому в ГИБДД хотят, чтобы автошколы так готовили новичков, чтобы они могли уверенно двигаться в плотном городском потоке.

Кстати, в ведомстве уже не первый год критикуют подход автошкол к обучению. Мол, инструкторы просто натаскивают будущих водителей выполнять лишь несколько упражнений, которые потребуются для сдачи экзамена. А практических навыков, которые нужны на дороге, дают мало. Вот и получается, что, расставшись с инструктором, многие просто не умеют ориентироваться на городских улицах и попадают в ДТП.

По новым же правилам, утвержденных маршрутов больше не будет. Отныне устанавливается лишь перечень дорог и территорий, на которых проводятся практические экзамены.

Новый подход, как уверены в ГИБДД, заставит автошколы давать автомобилистам больше практических знаний, и на сдачу экзамена кандидаты придут уже подготовленными.

В принципе с этими доводами нельзя не согласиться. Понятно, что человек, который хочет управлять автомобилем, должен быть готов к выезду на городские магистрали. И автошкола должна его этому научить.

Однако не все эксперты с новыми правилами согласны. Многие считают, что, перед тем как выпустить автомобилиста на дорогу, его надо научить правильно разворачиваться, парковаться, двигаться змейкой. А эти навыки не всегда возможно продемонстрировать в условиях города. Например, если на отрезке, где сдается экзамен, есть возвышенность, водитель покажет свое умение трогаться в горку, если ее нет – никто так и не узнает, умеет ли он это делать. Так что новые правила, как считают некоторые эксперты, не сделают дорожное движение безопасным, а просто отразятся на тратах будущих водителей на пересдачу экзамена.

Кстати, о тратах. По новым правилам, сдавать экзамены на водительские права можно будет сколько угодно раз. Только одно «но». После успешно сданной теории курсанту на сдачу практики дается лишь полгода. То есть не сдавшему практику с первого раза вторая попытка будет назначена не ранее чем через 7 дней, но не позднее чем через 60 дней. После провала третьего практического экзамена следующую попытку назначат не ранее чем через месяц, но и не позднее 3 месяцев. Не успел – снова пересдавай все два экзамена.

Правда, если курсант не согласен с оценкой инспектора, он вправе ее обжаловать в ГИБДД (все экзамены – как теоретический, так и практический – зафиксированы на видеозаписи, которая хранится 30 дней). Материалы будет рассматривать специальная комиссия. Если действия инспектора признают неправомерными, результаты экзаменов аннулируют, и человек пойдет сдавать их снова.

Еще одно новшество – перечень ошибок, за которые курсантов будут штрафовать на практике. Не рублями, конечно, а баллами – по одному, два или три балла за каждый прокол. Так, если кандидат в водители едет без всякой причины слишком медленно, он получит 1 штрафной балл. Если создает помехи в движении остальным – 2 балла. Наберешь 5 баллов, получишь оценку «не сдал».

При этом грубые ошибки, при совершении которых человека немедленно выгонят с экзамена, вынесены в отдельный блок. В него входят непристегнутый ремень безопасности и пользование телефоном во время движения.

А вот что касается теории, то пока она, к счастью, не меняется. Все экзаменационные вопросы по-прежнему объединены в четыре группы, состоящие из тематических блоков. В каждом из них по пять вопросов. Кандидату в водители для ответа на 20 из них предоставляется 20 минут. Впрочем, как считают эксперты, и эту часть экзаменов ждет реформа. Во всяком случае в ГИБДД планируют увеличить количество вопросов.

Помогут ли все эти нововведения сделать российские дороги более безопасными, покажет время.

МЕЖДУ ТЕМ

Изменения в порядке подготовки водителей еще не закончились. На очереди – поправки к закону о безопасности дорожного движения. Пока обучаться управлять легковушкой или грузовиком можно с 16 лет, а сесть в качестве ученика за руль автобуса, троллейбуса или трамвая – с 20 лет. Поправка к закону допускает, что те, кто сдал экзамены на право управления легковым авто, могут получить права в 17 лет, но только в том случае, если будут управлять автомобилем до 18 лет вместе с опытным сопровождающим.

Также поправки к закону изменят порядок получения прав на управление автобусами. Вручат их только тем, у кого есть стаж управления другими категориями: В, С или С1, D1. Сейчас обучиться и получить права на автобусы может любой желающий, даже если он вообще никаким транспортом до этого не управлял.

#водительские права #экзамен #правила

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (6894) от 01.04.2021 под заголовком «Площадка в минусе».


Комментарии