Восставший из концентрата. Как развивается рынок соков в России?

«С апельсиновым придется попрощаться», — предупреждали в прошлом году представители российского Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки»). Далее следовало пояснение: мол, концентрированную основу для производства апельсинового сока ввозили из заграницы, теперь возникли сложности с логистикой, да и сырье подорожало, поэтому закупаться у прежних поставщиков невыгодно. «Вместо апельсинового сока в России могут увеличить производство виноградного», — звучало как утешение.

Восставший из концентрата. Как развивается рынок соков в России? | ФОТО Mateusz Feliksik on Unsplash

ФОТО Mateusz Feliksik on Unsplash

Апельсин запел «дуэтом»

Доля апельсинового сока на российском рынке — около 20 %. На виноградный приходится 5 – 7 %, однако есть потенциал для роста. Кстати, лет двадцать назад на виноградный приходилась треть всех продаж, но постепенно его вытеснили напитки на основе апельсинов и томатов.

Чтобы понять, оправдался ли прошлогодний прогноз потенциального прощания с апельсиновым соком, достаточно взглянуть на магазинные полки. Он есть! Но, заметим, это товар достаточно высокой ценовой категории: стартовая стоимость литрового пакета — 120 рублей. Однако сам апельсин присутствует в различных фруктовых «дуэтах» («яблоко+апельсин» или «манго+апель­син»), а также в мультифруктовых миксах.

А вот обещанного экспертами увеличения производства виноградного сока пока не случилось. Хотя и эта ягода присутствует в различных соковых миксах, но не так часто, как апельсин.

От взгляда наблюдательного покупателя не ускользнуло и то, что торговые площади под соками в сетевых супермаркетах уменьшились. Это подтверждают и маркетинговые службы. Если раньше под соки отводили, к примеру, две, а то и три секции торговых полок, то теперь весь товар может уместиться на полках одной секции. Дело в том, что потребительский спрос на соки в последнее время упал (только с начала нынешнего года — на целых 37 %) и производители переходят на выпуск тех объемов, которые будут иметь хоть какой‑то спрос.

Каких‑то стремительных ценовых скачков на соки в последнее время статистика не наблюдала. За год они плавно подорожали на 10 %. Сдерживали рост цен в основном нектары и сокосодержащие напитки. Настоящее же подорожание ждет рынок совсем скоро — после 1 июля нынешнего года: с этого дня в России вводится акциз на сахаросодержащие напитки. Среди них — весь соковый набор: и соки, и нектары, и морсы. Чтобы сохранить уровень рентабельности, производители, как правило, включают сумму акциза в цену товара.

«На рынке соков и нектаров 95 % — продукция отечественного производства», — гласят отчеты маркетинговых служб. Однако из отечественного сырья производится не более 10 % этого объема. Все остальное — из сырья импортируемого. Причем не из свежих плодов, а из концентрированного сока.

Из него же, из концентрата, делают сегодня и соки в стеклянных трехлитровых банках — «а-ля СССР». Хотя по качеству содержимого ничего общего с теми, советскими, соками в этих «ностальгических» емкостях нет. По сегодняшним меркам, тот стародавний сок был продуктом высочайшего качества. Делался он исключительно методом прямого отжима из собственного сырья — яблок, винограда, груши, сливы, мандаринов… Тропические соки были, конечно, редкостью, доставлялись из южных дружественных стран.

В 1990‑е, после развала великой страны, ситуация повернулась так, что выгоднее стало импортировать концентрированный сок и восстанавливать в России.

Натуральный. С оговоркой

Для многих до сих пор загадкой остается информация на этикетке: «100 % натуральный сок. Изготовлен из концентрированного сока». Рассуждения примерно такие: «Если продукт натуральный, при чем здесь «химическое» понятие — концентрат?» Попробуем ра­зобраться.

Итак, 100‑процентные натуральные соки можно разделить на две группы:

 соки прямого отжима;

 восстановленные из концентрированного сока.

В первом случае соки получают путем отжима из свежих или свежезамороженных фруктов, овощей, ягод и консервирования с помощью тепловой обработки (пастеризации или стерилизации). Срок хранения непродолжительный — от 20 дней до 3 месяцев. Условия хранения жесткие. Стоимость конечного продукта высокая.

Еще не так давно это были соки исключительно импортного производства. Но вот уже лет пятнадцать их производит отечественный продовольственный агрохолдинг, прописанный в Волгоградской области, но имеющий тысячи гектаров плодовых насаждений и у себя, и в соседней Ростовской области. Есть еще производство, тоже в соседней Саратовской области, — одно из немногих в России, — где делают соковые концентраты. Поскольку ни апельсины, ни бананы, ни ананасы у нас не растут, «жмет» агрохолдинг сок в основном из яблок, груш и ягод. В прошлом голу «нажали» на 20 с лишним миллиардов рублей — такой оказалась выручка производителей.

Теперь — о соках, восстановленных из концентрата.

Сам концентрат делается следующим образом: из сока прямого отжима при пониженном давлении в вакууме выпаривают жидкость, получается густой сироп — концентрат. Этот продукт удобно хранить и транспортировать в любую точку планеты.

Технология восстановления в общих чертах такая. Концентрат нагревается в течение 30 – 40 секунд до температуры 100 – 110 градусов, выдерживается 3 – 4 секунды, а потом за 30 секунд охлаждается до комнатной температуры. В «распаренный» концентрат вливают ровно столько чистой воды, сколько раньше выпарили. Получается 100 %-ный сок, по вкусовым характеристикам и содержанию полезных веществ ничем не уступающий натуральному.

Кстати, концентрированные соки — это не придумка наших современников. Его умели получать еще древние римляне.

Если концентрат разбавить настолько, что доля натурального сока в конечном продукте будет зафиксирована где‑то на отметке от 25 до 50 %, то получится нектар. Напиток, в котором еще отметятся сахар, лимонная кислота или другой подкислитель. Сюда же могут быть добавлены натуральные ароматизаторы, минеральные вещества.

Знатоки утверждают — у нектаров есть одно важное преиму­щество: они лучше, чем натуральные соки, утоляют жажду. К тому же они менее калорийны.

Овощные — без акциза

Любителей соков тянет на сладенькое. Потому наиболее популярными вкусами остаются апельсиновый и яблочный. Замыкают тройку фаворитов мультифруктовые соки. Овощные напитки остаются в аутсайдерах. Исключение — томатный сок, у которого есть своя немалая потребительская аудитория. Все прочие — морковные, тыквенные, овощные миксы сногсшибательной популярностью не пользуются.

Содержание сахара в овощных соках на акцизную необходимость не тянет. Поэтому подакцизным продуктом они пока не станут. Но в нынешнем эксперименте по маркировке продукта их производители участвуют. На упаковку с соком они наносят цифровой код, по которому можно отслеживать всю информацию о товаре. Потребитель, отсканировав на своем смартфоне код маркировки с помощью приложения «Честный знак», может свободно увидеть эту информацию, проверить подлинность товара и получить другие сведения о нем.

Сейчас эксперимент носит доб­ровольный характер. Добровольность продлится до февраля следующего года. Но, как показывает практика, сразу после эксперимента маркировка становится обязательной. Затраты на нее производителя также отражаются на конечной стоимости товара.

По статистике, в России в год производится более трех миллиардов литров соков, сокосодержащих напитков и нектаров. На овощную продукцию в этом объеме приходится около 10 %. Немалая часть — это детское и диетическое питание, а также продукция премиум-класса (100 %-ный сок в стеклянной таре).

Продукция экономкласса — это овощные миксы в картонных упаковках. Хотя понятие «эконом» весьма условно: средняя розничная цена одного литра мультиовощного сока уже перевалила за сотню целковых. А стоимость овощных миксов со свекольным соком перешагнула отметку полторы сотни рублей за литр. Почему именно со свекольным, не могут толком объяснить даже продвинутые эксперты рынка.

Большая же часть продукции экономкласса — это соковые вариации из томатов. Этот рынок состоит в основном из восстановленного сока. При его производстве в концентрированную томатную пасту (пюре) возвращают воду в том количестве, в котором она была удалена (выпарена) ранее.

В продаже можно, конечно, найти и томатный сок прямого отжима. Это продукт, полученный из свежих томатов, пастеризованный и разлитый в потребительскую упаковку. Но таких продуктов на рынке немного — менее 2 – 3 %. Как правило, томатный сок прямого отжима изготавливают небольшие предприятия ограниченными партиями в сезон сбора этих овощей. Изредка встречаются томатные нектары. В таком продукте томатного сока (пюре) должно быть не менее 50 %.

Куда успешнее сокового рынка сегодня развивается рынок… бытовых соковыжималок. Спрос на них стал активно расти еще с началом ковидной пандемии. И не останавливается до сих пор.


#рынок #развитие #сок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7443) от 26.06.2023 под заголовком «Восставший из концентрата».


Комментарии