Воспоминания о холстах. Команда «Невского баталиста» показала новые панорамы

Музей Победы на Поклонной горе в Москве открыл новую постоянную экспозицию - «Подвиг народа». Есть надежда, что скоро ее можно будет посмотреть не только онлайн, но и в реальности. Работа над ней продолжалась полтора года, и над ней трудился большой коллектив специалистов, в том числе и команда петербургского «Невского баталиста» во главе с Дмитрием Поштаренко, создавшая уже десятки трехмерных панорам по всей России.

Воспоминания о холстах. Команда «Невского баталиста» показала новые панорамы | В пространстве Музея Победы появились улицы, площади, крепостные стены, памятники... Все - почти как настоящее. Даже этот немецкий грузовик, в который оккупанты грузят церковные ценности для вывоза в рейх. ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

В пространстве Музея Победы появились улицы, площади, крепостные стены, памятники... Все - почти как настоящее. Даже этот немецкий грузовик, в который оккупанты грузят церковные ценности для вывоза в рейх. ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

- В «Подвиге народа» мы отвечали за все скульптурные изображения (их почти полсотни) и несколько сюжетов, - говорит Поштаренко. - Насколько позволило место, мы увеличили панораму, посвященную штурму Рейхстага, которую впервые показали пять лет назад в павильоне «Ленэкспо». А рядом появилась наша экспозиция, посвященная обороне Брестской крепости. Именно эти две панорамы встречают посетителя, когда он входит в главный зал Музея Победы. Если хотите, это образы начала и конца войны.

Как уже заведено, панорамы «Невского баталиста» - результат труда бутафоров, реставраторов, декораторов. Но, по традиции, в ней всегда используются и исторические артефакты. Можно сказать, повезло: из Бреста незадолго до начала коронавирусной пандемии и закрытия границ успел выехать грузовик с 25 мешками настоящего крепостного кирпича. Кроме того, в панораме использованы фрагменты подлинной щитовой решетки, которую в крепости применяли в качестве ограждений.

Отдельное пространство «Подвига народа» посвящено похищенным нацистами культурным ценностям. Зритель сначала оказывается как будто бы в музее живописи: на стенах - пустые рамы. Вместо холстов, как воспоминание о них, - мультимедийные проекции украденных полотен.

- В распахнутое окно посетитель видит кузов грузовика, в который немецкие солдаты грузят награбленное, - рассказал Поштаренко. - А по периметру помещения расставлены тубусы с уже свернутыми холстами, приготовленные для «эвакуации»...

Затем глазам посетителей предстает... Янтарная комната. Команде «Невского баталиста» помог музей-заповедник «Царское Село»: реставраторы поделились эскизами, которые готовили для воссоздания янтарных панелей. Конечно, в той Янтарной комнате, что показана в Музее Победы, настоящего янтаря нет: его имитирует эпоксидная смола.

Еще один шаг - и посетитель оказывается как будто бы в одной из новгородских церквей. Посреди нее разожгли костер солдаты испанской дивизии. Один греет руки, а другой безжалостно вырезает себе «сувенир» из позолоченной обшивки купола Софийского собора. В Новгородском музее-заповеднике отмечают, что испанские солдаты отличались страстью к подобным поделкам. Да и поисковики порой находят такие предметы на позициях испанской «Голубой дивизии».

Существует серия знаменитых фотографий: в сугробах разбросаны фрагменты памятника «Тысячелетие России», разобранного гитлеровцами для вывоза в Германию. Команда «Невского баталиста» решила, используя этот сильный образ, «отмотать» события на несколько дней назад: немцы еще не ушли из Новгорода, они понимают, что уже не смогут вывезти монумент, и его разбросанные части становятся для них лишь деталью пейзажа. Солдаты торопливо снуют рядом, сапер деловито минирует основание кремлевских стен...

- Чтобы сделать скульптуры, потребовалось произвести съемки памятника с квадрокоптера. Спасибо за помощь Новгородскому музею-заповеднику. Что касается скульптур, то их изготавливали в Петербурге, - поясняет Поштаренко.

Неожиданный персонаж - археолог Василий Пономарев. До войны - сотрудник Новгородского музея, пострадавший от сталинских репрессий, во время оккупации - бургомистр Великого Новгорода. Ушел вместе с немцами в 1944-м, укрылся на Западе. Казалось бы, все однозначно: предатель, которому нет прощения. Но...

- Он вел тщательную каталогизацию музейных предметов, которые немцы решили вывезти, составил маркировку утрат: методично ежедневно записывал, в какую церковь попал снаряд, где и когда сгорела икона, - говорит новгородский историк Сергей Трояновский. - С этими документами в свое время в Марбурге работали представители нашего музея-заповедника. Благодаря записям Пономарева многое удалось найти, вернуть и восстановить...

Как поясняет Поштаренко, панорама сама подтолкнула ее создателей обратиться к этому, мягко говоря, весьма спорному персонажу.

#музей #панорама #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6702) от 18.06.2020 под заголовком «Воспоминания о холстах».


Комментарии