Во Всеволожском районе прошел татарско-башкирский праздник Сабантуй

На просторной поляне в Энколове Всеволожского района шумно и многолюдно, не протолкнуться. Над головами тысяч гостей гремела татарская и башкирская музыка, в высоте будто парили канатоходцы, по окрестностям разливались соблазнительные ароматы узбекского плова и кавказского шашлыка. А на земле кипели страсти — Сабантуй немыслим без состязаний в силе, ловкости и сообразительности.

Во Всеволожском районе прошел татарско-башкирский праздник Сабантуй | ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Для местных жителей такая картина в последнюю субботу июня — дело привычное: татарско-башкирский праздник окончания весенних полевых работ, или праздник плуга, здесь проводится на протяжении уже нескольких десятилетий. Правда, пришлось сделать двухлетнюю паузу из‑за пандемии, но нынче традиция наконец возобновилась.

Найти монету в миске с катыком, залезть на столб, разбить горшок с первого удара с завязанными глазами, поднять гири, перенести камни, свалить соперника с бревна ударом подушки — в соревнованиях-забавах могли принять участие как тренированные батыры, так и начинающие, включая детей. Гвоздь программы — национальная борьба на поясах куряш (көрэш): борцы перекидывают друг другу через поясницу кушак (бильбау), концы которого обматывают вокруг кистей, и пытаются положить соперника на лопатки. Победителю достается главный приз — живой барашек.

На Сабантуй в Энколово нынче съехались гости и творческие коллективы из Петербурга, соседних районов Ленинградской области, а также из Татарстана и Башкирии. Вместе с местными любимцами публики — фольк­лорным ансамблем «Ирендык» и башкирским молодежным танцевальным коллективом «Наза» — на сцене артисты из Туймазинского и Кигинского районов Башкирии, Национального молодежного театра им. Мустая Карима и уфимского ансамбля песни и танца «Мираҫ».

Башкирские и татарские «подворья» — палатки и юрты — завлекали народ произведениями декоративно-прикладного искусства, изделиями национальных ремесел, сувенирами. А также угощениями — чак-чаком, сухой конской колбаской казылык, медом и выпечкой. Правда, гостям, разгоряченным азартом, эмоциями и разнообразными активностями под жарким июньским солнцем, судя по всему, больше хотелось воды, чем сладостей…

Как свидетельствуют исторические источники, впервые в Петербурге городской Сабантуй состоялся еще до революции. В 1913 году его провели в Юсуповском саду. Ежегодным праздник был с 1932‑го и до начала Великой Отечественной войны. Это было единственное массовое национальное гулянье татар, которое проводилось вдали от их этнической родины. 

Начиная с 1956 года и по сей день Сабантуй проходит в деревне Энколово. Сегодня этот праздник организует Татарская национально-культурная автономия Петербурга при поддержке администраций города, Ленинградской области, республик Татарстан и Башкортостан, а также с участием крупных фирм и предприятий, деятелей культуры и творческой интеллигенции.

#праздник #Всеволожский район #сабантуй

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7198) от 28.06.2022 под заголовком «Не пловом единым».


Комментарии