Праздник «Подарок для архитектора» прошел в Пушкине

В Историко-литературном музее города Пушкина состоялся праздник «Подарок для архитектора», посвященный зодчему Сильвио Данини, автору проектов жилых домов, дач и благотворительных учреждений в Царском Селе и Петербурге. 19 июня — 155‑й день рождения архитектора. По инициативе музея, потомков зодчего и научного сообщества Северной столицы 2022‑й объявлен Годом Данини.

Праздник «Подарок для архитектора» прошел в Пушкине | Выставка «Дачная жизнь Сильвио Данини». / ФОТО АВТОРА

Выставка «Дачная жизнь Сильвио Данини». / ФОТО АВТОРА

Старинная итальянская музыка и дамы, одетые по моде чеховских времен, напомнили гостям, что Данини родился в семье итальянского оперного певца, а лучшие проекты создал на рубеже XIX–ХХ веков. Лидия Соловьева, куратор выставки «Дачная жизнь Сильвио Данини», провела экскурсию по экспозиции, созданной на основе собрания наследников архитектора и материалов музейных фондов.

«Дачная жизнь Данини» показывает профессиональные занятия архитектора и его общение в кругу семьи. В 1899 году Вера Антоновна, жена Данини, приобрела участок на Павловском шоссе, где архитектор построил по собственным проектам два деревянных дачных дома. Поскольку Данини служил архитектором двора, он с семьей занимал большую квартиру в центре Царского Села. Но считал, что в теплое время года они должны жить на даче. На выставке показан пейзаж Данини «Малая дача», это здание не сохранилось.

Рядом архитектор построил еще один дом по заказу своего родственника предпринимателя Альфреда Тами. В ходе недавней реставрации этого здания была найдена закладная доска, датированная 3 июня 1901 года. Она стала главным мемориальным предметом на выставке.

Соседний участок купил Сигизмунд Дейчман, деловой партнер Тами по железнодорожному бизнесу. Там находилась дача художника Николая Сверчкова, которую для нового владельца перестроил Данини. Так образовался ансамбль живописных деревянных особняков, украшенных башенками и эркерами.

Несмотря на бурные события XX века, три здания сохранились, они являются объектами культурного наследия. Территория дачи Данини обнесена забором, но реставрационные работы в пустующем здании не ведутся. Одна из целей проведения Года Данини — привлечь внимание к разрушающемуся деревянному памятнику. На выставке показаны спасенные печные изразцы, они хранятся в фондах музея.

Дача Тами горела десять лет назад, но теперь восстановлена, она находится в частной собственности. Дача Дейчмана стала многоквартирным домом. Архивные фотографии, представленные на выставке, показывают, как эти дачи выглядели более ста лет назад.

Данини2_Пр.jpg
Особняк Александра Кокорева./ФОТО АВТОРА

Наследники Данини предоставили дачный стул в стиле «тонет», созданный по рисунку архитектора, а также его венецианский пейзаж, нарисованный в апреле 1914 года во время единственного длительного отпуска. Семья Данини вернулась в Россию за несколько недель до начала Первой мировой войны.

Архитектор постоянно фотографировал свое большое семейство — у него были три сына и дочь. На одном из снимков младшие — Валентин и Виргиния — катаются в карете, в которую впряжена собака Дина. Рядом дети позируют с урожаем с собственного огорода. Навык производства овощей очень пригодился им в первые годы после революции. Самый трогательный снимок показывает няню Мину Николаевну, или Мимичку, как ее назвали дети. Она прожила в семье Данини 38 лет.

Андрей Козлов, потомок архитектора, представил только что вышедшую из печати книгу мемуаров Виргинии Квашниной-Самариной «Жизнь Сильвио Данини. Воспоминания дочери». Книга состоит из двух частей — «Мои воспоминания от отце. Его жизнь и творчество» и «Наша жизнь в дни блокады Ленинграда». Первая повествует о мирной жизни дружной семьи, которая мужественно встретила революционные бури. Вторая часть — о тяжелых днях Великой Отечественной войны. Мемуаристка пишет, что могла уехать в эвакуацию вслед за двумя дочерьми, но не решилась оставить престарелых родителей. Другой фрагмент связан с последними словами Данини: «А рояль сбереги для Эллочки!». Так называли Елену, внучку архитектора. Как сказала на встрече Любовь Козлова, также потомок Данини, рояль фирмы «Рениш» сохранился и она на нем играет. В книге опубликовано около 200 фотографий из семейного архива, большинство — впервые.

В Год Данини музей объявил конкурс среди художников-керамистов. Отобраны восемь эскизов, которые сейчас представлены в музее. Большинство авторов решили создать портрет Данини или пейзаж с одной из его построек. Только Мария Гришаева предпочла «Бокалы в готическом стиле». Данини много проектировал в неоготике.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина, рассказал, что в фондах этого музея хранится чертеж Сильвио Данини с изображением двух вариантов установки памятника поэту в Лицейском саду — у входа и в центре. Николай II выбрал второй.

Финалом праздника стала небольшая экскурсия Лидии Соловьевой по городу Пушкину. Здание музея было в 1908 году надстроено Данини. Он постарался сохранить замысел Василия Стасова, расширяя дом для городского полицейского управления. Мемориальная доска Сильвио Данини, построившего в Царском Селе более сорока зданий, установлена на доме № 6 по Оранжерейной улице, где он прожил более четверти века.

Затем экскурсанты увидели детский кинотеатр «Авангард», который Данини строил как доходный дом, с башенкой, но без углового балкона. Сейчас это образец сталинского ампира, Данини почти не виден. Напротив кинотеатра находится выразительное здание в кирпичном стиле, которое предположительно проектировал Данини. В двух шагах от него расположена самая известная постройка архитектора — особняк Александра Кокорева. Снаружи — облицовка асимметричного фасада и башенки белым кирпичом, это ранний модерн. Внутри к модерну добавлялись залы в мавританском, китайском и других вариантах историзма. Отделка была утрачена еще до 1917 года. Во время Первой мировой войны там находился госпиталь, где члены семьи Данини помогали раненым. Сейчас речь идет о приспособлении пустующего здания под представительские цели.


#праздник #Пушкин #архитектор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7196) от 24.06.2022 под заголовком «К архитектору на дачу».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?