Петербургский «шельфовый» форум обрисовал перспективы Севморпути

К 2024 году перевозки по Севморпути должны вырасти до 80 млн тонн в год. На конференции «Судостроение. Освоение Арктики. Шельф» (Offshore Marintec Russia-2018), прошедшей в Петербурге, обозначили планы развития внебереговых зон (по-английски - offshore). В данном контексте речь, разумеется, идет не о налоговых офшорных зонах, куда переносят бизнес ради экономии на налогах. В нашем случае это освоение шельфа Арктики, что напрямую связано с темой Севморпути.

Петербургский «шельфовый» форум обрисовал перспективы Севморпути | Платформа «Приразломная» стала не только одной из самых современных в мире, но и пионером освоения арктического шельфа России. ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Платформа «Приразломная» стала не только одной из самых современных в мире, но и пионером освоения арктического шельфа России. ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Лед тронулся

Самые свежие данные по запасам сырья в арктической зоне России представил на конференции первый заместитель главы Минприроды РФ Денис Храмов. Цифры, которые он озвучил, впечатляют: 55 трлн кубометров природного газа, 7,3 млрд тонн нефти и 2,7 млрд тонн конденсата. Плюс 9 млрд тонн угля, 39 млн тонн меди и 22 млн тонн никеля. Плюс огромные запасы платины и серебра, вольфрама и меди, свинца и цинка...

В разработку вовлекли их ничтожную часть. Но и этого было достаточно, чтобы подстегнуть перевозки по Севморпути. Благодаря подобным проектам в 2016 г. транспортировка грузов через льды Арктики превысила исторический максимум советских лет - 6,5 млн тонн. А по итогам 2018-го объем грузоперевозок может вырасти до 17 - 18 млн тонн. Во многом это произойдет за счет поставок угля, добытого в Республике Коми, на острове Диксон и в других регионах, ямальского сжиженного природного газа (СПГ) и нефти с арктического шельфа.

Многие недропользователи уже начали активные поставки за рубеж. Так, завод «Ямал-СПГ» уже поставляет СПГ по северным морям в Китай и на рынки Европы. Запустив в августе этого года вторую линию своего завода СПГ, компания «Новатэк» нарастила его общую мощность до 11 млн тонн топлива в год. А потом появится и завод «Арктик-СПГ».

Помимо сырья по Севморпути идут генгрузы для строительства объектов инфраструктуры и добычи за полярным кругом - материалы, техника, оборудование.

Есть, правда, один нюанс: чтобы уточнить запасы сырья и выходить на новые перспективные участки, сейсморазведчикам и буровикам нужны передовые отечественные разработки, а технологическая мысль в этой сфере еще отстает. Кроме того, Россия нуждается в обновлении атомного ледокольного флота, портовых и вертолетных баз, в создании системы раннего оповещения о движении льдов. А без мощной государственной поддержки ни одной из этих целей достичь не удастся.

Углеводороды вытесняют «конкурентов»

Вызывает удивление специалистов и структурный дисбаланс освоения шельфа Арктики. Так, из 15 действующих офшорных проектов 11 связаны с нефтью и газом, остальные - с углем и рудой. Замахнуться на их добычу в экстремальных условиях могут лишь ведущие отраслевые игроки. газовый монополист, например, имеет в Арктике 68 лицензионных участков, 27 из которых расположены на шельфе (газовики работают в Карском, Баренцевом, Охотском и Восточно-Сибирском морях, в Обской губе). Но даже этим гигантам штурмовать такие бастионы непросто, настолько велики там геолого-экономические риски.

Отстает и законодательная база: ежегодно выходит пять-шесть нормативных актов по освоению Арктики, а требуется разработать больше ста. «Обозначая геополитические интересы России, правительство стремится снять для участников подобных проектов административные барьеры и ускорить создание нужных технологий. Свою роль тут сыграли и налоговые льготы, включая снижение ставки по добыче углеводородов на арктическом шельфе до 5%», - отметил директор нефтегазового департамента Минэнерго РФ Александр Гладков.

Государственное регулирование вопросов, касающихся Севморпути, прописано в обновленном законе о социально-экономическом развитии Арктики. В ближайшие три года на строительство морских портов и атомных ледоколов из госказны намечено выделить 40,6 млрд рублей (в том числе 9,6 млрд - в 2019 г.). Сделав Росатом оператором Севморпути, правительство рассчитывает, что уже с будущего года управление этим транспортным коридором в корне изменится.

Судостроение без чужаков

Правительство намерено поддержать арктическое судостроение в России ограничениями для иностранных пароходств. Например, по инициативе Минтранса РФ судам, плавающим под иностранным флагом, теперь запрещено доставлять грузы по Севморпути на внутренних рейсах. В свою очередь Минпромторг РФ предложил наделить правом перевозки сырья, добытого в российской части Арктики, только отечественные суда. Это, как ни странно, не помешало наращивать транзитные грузоперевозки по самому короткому маршруту между Европой и Азией - Севморпути.

Минувшим летом по нему прошли четыре китайских грузовых судна в сопровождении ледоколов Росатомфлота, и в 2019 г. китайские пароходства планируют сделать в акватории Севморпути больше ста рейсов. Он становится дорогой с двусторонним движением: первые контейнерные перевозки из Азии в Европу совершил недавно по СМП датский рефрижератор Venta Maersk.

Логистика в Арктике рано или поздно излечит свои «детские болезни», и Севморпуть станет надежным транзитным направлением для судовладельцев Северного полушария. Но остается один вопрос, который иностранные судовладельцы не решат, - развитие прибрежных регионов.

Только на Диксон в рамках северного завоза планируется доставить нынче осенью 7,5 тыс. тонн угля, а компания «Востокуголь» объявила о намерениях добывать там до 30 млн тонн в год антрацита. Но что получит от этого Таймырский автономный округ? Аналогичный вопрос можно задать и по Ненецкому автономному округу: в его офшорной зоне активно добываются углеводороды, но при этом сам регион вынужден «клянчить» энергоносители в центре.

«На Кольском полуострове нет нефти и газа, но мимо нас идет по морю «черное золото», - посетовал Евгений Никора, вице-губернатор Мурманской области, - а мы используем в котельных мазут, закупая его и доставляя по железной дороге в немалых объемах, более 900 тысяч тонн».

По соседству с вышеупомянутыми регионами находится Архангельская область, некогда «валютный цех» страны. В наши дни она не отправляет за границу пиломатериалы с высокой степенью обработки, а «гонит» в Китай около 2 млн кубов «сырой» древесины ежегодно. Одними алмазами, как мы видим, Поморье не проживет.

Таких перекосов немало. Но если раньше северяне говорили о намечаемых в своих регионах проектах, то теперь презентуют те, которые при поддержке государства оживают или уже реализуются. К примеру, создание крупнотоннажных морских сооружений («Кольская верфь»), строительство Жатайской судоверфи в Якутии, реконструкция порта Тикси, прокладка волоконно-оптической линии связи вдоль побережья Ледовитого океана и т. д.

В Арктике идет работа по соединению материковой и портовой инфраструктуры в единую систему. Особое значение приобретает строительство железной дороги в Ямало-Ненецком округе (Северный широтный ход) и стальной магистрали от Урала до Белого моря «Белкомур», который начали проектировать еще до революции. Нужно развивать Мурманский транспортный узел, порты на Белом море и др. Все это проекты, которые будут дополнять Севморпуть, а не конкурировать с ним.

#Арктика #судоходство #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6326) от 21.11.2018 под заголовком «Вас вызывает офшор».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен
28 Января 2019

Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен

Они построят шесть крупных рыбопромысловых судов, способных работать во льдах.

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета
14 Января 2019

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета

Если пенсионер хочет проверить, правильно ли ему увеличили сумму, не обсчитали ли, ему нужно размер своей пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?
10 Января 2019

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?

По версии следствия, на территории Ленобласти действовала преступная группа, специализировавшаяся на хищении и незаконном обороте древесины. Подробности расследования – в нашем материале.

Россия готовит подсолнечный удар
28 Ноября 2018

Россия готовит подсолнечный удар

Масличная отрасль России готова показать выдающиеся результаты. Но пока что этому очень мешает зависимость от импортных семян.

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге
19 Ноября 2018

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге

Глава программного офиса Совета Европы в России сообщил, что сотрудничество с Россией по части туризма успешно продолжается.

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей
19 Ноября 2018

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей

Какие именно сведения войдут в новую базу, еще предстоит определить. Сейчас в МВД разработали поправки в КоАП, устанавливающие ответственность для врачей за ложные или неполные сведения о здоровье вод...

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией
14 Ноября 2018

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией

По данным финской погранохраны, в этом году количество пересечений российско-финской границы окажется примерно таким же, как и в 2017-м году, составив около 7,2 млн.

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов
18 Октября 2018

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов

Где еще увидишь живой мост, музей одного романа и необыкновенный Царицынский источник?

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией
04 Октября 2018

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией

В Петербурге за «круглым столом» обсудили курс развития гастрономического туризма. Подробности – в нашем материале.

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка
12 Сентября 2018

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка

Как себя вела дикая птица? Мы узнали, что она не улетела на юг с сородичами, стала признавать хозяина и начала делать кое-что еще.

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»
04 Сентября 2018

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»

Мы узнали одного из основателей «Диссернета», зачем ловцы плагиаторов проверяют иностранные диссертации и насколько прилично вынуждать ученых ловить коллег за руку.

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей
21 Августа 2018

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей

В Ленобласти завершаются работы по реконструкции участка трассы «Скандинавия». Что происходит на новой магистрали? Подробности - в нашем материале.