В собор Святой Софии в Великом Новгороде вернут восстановленную из обломков фресковую композицию ХV века
Фресковая композиция «Богоматерь с Младенцем на престоле» была разрушена в конце XVII века. Утраченную часть изображения реставраторы восстановили буквально из археологического мусора. На историческое место композицию перенесут сразу же после благословения патриарха.

ФОТО АВТОРА
Части целого
Фреска «Богоматерь с Младенцем на престоле» была специально создана для Софийского собора в 1466 году по повелению новгородского архиепископа Ионы.
«По стилю живописи и месту находки в храме фреска обнаруживает прямое соответствие сообщению летописи Авраамки о росписи столпов Софийского собора в 1466 году повелением новгородского архиепископа Ионы (1458 – 1470), — рассказывает главный хранитель Софийского собора, древлехранитель Новгородской епархии РПЦ, ведущий научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания Татьяна Царевская. — Долгое время эти сведения оставались лишь информационным звеном, дополнявшим представление о деятельности архиепископа. Однако в 90‑е годы прошлого века эта информация неожиданно обрела вполне конкретное материальное свидетельство».
Но обо всем по порядку. История этой фрески началась в XV веке. Изначально она украшала грань одного из столпов Софийского собора, но в конце XVII века была сбита во время его ремонта. Впоследствии мельчайшие фрагменты изображения, которые осыпались на пол, став строительным материалом, находили по частям. В 1956 году часть осколков обнаружил археолог Михаил Каргер во время исследований южной части храма. Неидентифицированные артефакты передали в Новгородский музей-заповедник. Позднее, в 90‑е годы прошлого века, еще одну партию фресковых фрагментов нашли хранители собора в щебне, который вывалился из щели между сохраненным раскопом и одним из соборных столпов.

И только спустя годы выяснилось, что первая и вторая находки — части одного целого. С 2015 года реставраторы приступили к объединению фрагментов в единую композицию. Однако этот процесс растянулся на несколько лет.
«Только в январе 2024 года было подписано соглашение между Новгородским музеем-заповедником и Новгородской епархией о передаче фрагментов фрески в музей для проведения монтажных работ, то есть установки собранной композиции на жесткую основу — каркас, — что позволит в дальнейшем вернуть ее на стены Софийского собора», — объясняет Татьяна Царевская.
Там уже подготовлено место, где фреска была изначально. Она будет закрыта специальным противоударным стеклом, которое защитит ее и от сквозняков.
Куда смотрит Христос
Фресковая композиция, о которой идет речь, изображает сидящую на троне Богоматерь с Христом-младенцем на руках, рядом ангелы Михаил и Гавриил.
«Примечательно, что эту фреску отличает необычная иконография Христа, чей благословляющий жест рукой и поворот головы направлены в разные стороны, — объясняет Татьяна Юрьевна. — Христос смотрит в сторону, а рукой благословляет того, кто к нему подходит — подразумевается, что это был архиерей. Взирает Христос в сторону, где располагалась «уреченное место Гроба Господня» — некая малая архитектурная форма, в которой хранились реликвии Святой земли и плащаница. Следы этой конструкции сохраняются и доныне на уровне пола XII века у западной стены южного нефа. Композиция почти совпадает по ширине с параметрами грани столба, возле которого ее фрагменты были обнаружены. Это тип настолпной фрески-иконы, который был широко распространен в византийском мире. Роспись исполнена в смешанной технике, с использованием темперы, что характерно для времени архиепископа Ионы. Ее отличает близкое к иконному письмо, некоторая педантичность прорисовки деталей контурной чертой, почти не меняющейся по толщине линией, сложная графическая разделка драпировок».

ФОТО АВТОРА
Реставрация руин
На данный момент восстановленная фреска «Богоматерь с Младенцем на престоле» находится в помещениях Западного и Берегового корпусов бывшего Антониева монастыря, где с 2014 года располагается Центр реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника.
«Наш реставрационный центр, в котором проводятся уникальные работы по восстановлению руинированной живописи, открылся в 2015 году как филиал Новгородского музея-заповедника, — рассказывает художник-реставратор Елена Кононова. — Тогда сюда была перевезена вся поднятая с земли монументальная живопись средневекового Новгорода: в XII – XIV веках в окрестностях города находилось большое количество монастырей, которые оказались превращены в руины во время Великой Отечественной войны. Наша задача непростая, так как научная реставрация не предполагает доработок. Методика работы с руинированной живописью разрабатывалась на примере памятника — церкви Успения Богородицы на Волотовом поле».
Церковь была построена в 1352 году по заказу новгородского архиепископа Моисея. А расписали храм в 1363 году при архиепископе Алексее. В годы Великой Отечественной здание оказалось на линии фронта и почти полностью было уничтожено огнем немецкой артиллерии и авиации.
«Долгое время считалось, что эта живопись безвозвратно утрачена. Но в 1955 году все‑таки было принято решение законсервировать руины храма, — продолжает Елена Михайловна. — А в 1993 году новгородские реставраторы приступили к разборке завалов и выемке фрагментов живописи. Это титанический, долгий и кропотливый ручной труд — грунт ссыпался в ведра, просеивался на больших ситах, которые называются грохоты. Найденные фрагменты укладывались на планшеты. В результате специалисты вынули и просеяли через сито более 300 кубических метров завала. Из него извлекли более 1 миллиона 750 тысяч фрагментов размером от 0,8 кв. см до 20 кв. см. На месте от живописной декорации сохранилось лишь 40 кв. м. Эти фрагменты, находящиеся в нижней части стен и столбов основного объема и в западном притворе, были отреставрированы». Работы по сборке фрагментов продолжаются.
В Новгородском музее-заповеднике 134 здания и сооружения, в том числе 117 объектов культурного наследия, из которых 26 — архитектурные памятники с монументальной живописью XII – XIX веков.
Читайте также:
13-метровая «открытка»: студент ВШЭ разгадал загадку 90-летнего музейного артефакта
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7921) от 04.06.2025 под заголовком «Лик из тысяч фрагментов».
Комментарии