Сохраняя патину. Как реставраторы Русского музея «возвращают к жизни» произведения искусства из металла
«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций (см. номера от 4 и 25 марта, 17 апреля), посвященных реставрационным мастерским Русского музея. Сегодня рассказ о работе художников-реставраторов с произведениями из металла. Вопреки расхожему представлению о их прочности, предметы из бронзы, меди или стали зачастую столь же уязвимы, как бумага или ткани. Особенно это касается сохранения авторской патины — тончайшего слоя окислов, который скульптор наносит в завершение работы над многофигурной композицией, бюстом или медалью. Именно эта патина, придающая произведению глубину и благородство, первой страдает от времени, требуя кропотливой реставрации.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Герб вместо портрета
Когда мы пришли в отдел реставрации художественных изделий из металла, там завершалась подготовка экспонатов к знаменательной выставке «Страна Побед», приуроченной к 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Среди них — пять медных барельефов — «Подвиг брига «Меркурий», «Взятие Карса», «Взятие крепости Эривань», «Переход через Балканы» и «Переход через Дунай» — из знаменитой серии графа Федора Петровича Толстого, известного скульптора и медальера XIX века, посвященной событиям Русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов. Один из предметов — «Подвиг брига «Меркурий» преподнес реставраторам неожиданный подарок: при разборке между деревянной рамой и самим барельефом обнаружился фрагмент старой газеты. Пожелтевший, истончившийся от времени лист, сложенный несколько раз, сохранил лишь обрывки текста, но их оказалось достаточно, чтобы установить вероятную дату публикации — март 1884 года.
Теперь немного истории. В 1835 году Николай I заказал Толстому двенадцать медалей на главнейшие победы над персидскими и турецкими войсками. Император сам составил список сюжетов для медалей и лично контролировал весь ход работы над ними. На предварительных рисунках сохранились его правки. С 1837-го по 1839 год по рисункам и восковым слепкам Толстого медальеры Александр Лялин и Алексей Клепиков вырезали штемпели к этим медалям.
По воспоминаниям Федора Петровича Толстого: «С восковых моделей этих 12 медалей сделаны мною медные формы, посредством только что открытого способа, гальваническим током осаждать медные слепки. Восковые модели этой коллекции и медные с них формы находятся у меня». В Русский музей вся эта коллекция поступила в 1919 году из Трудовой школы почтово-телеграфных служащих Петрограда, куда в свою очередь попала из квартиры потомков скульптора.
К пяти барельефам присоединится еще одна уникальная работа Толстого — барельеф с изображением Николая I в виде древнерусского воина, созданный в 1839 – 1840 годах. Это изображение должно было украшать лицевую сторону всех 12 медалей. Но император от него отказался и повелел изобразить государственный герб — двуглавого орла.
Для выставки «Страна Побед» реставраторы провели кропотливую работу по очистке от загрязнений и укреплению эмали пяти советских нагрудных знаков, которыми награждали отличных разведчиков, танкистов, снайперов, шоферов и поваров. Редкие экземпляры первой наградной серии 1942 – 1943 годов выпуска представляют особую историческую ценность. Интересен знак «Отличный повар» с изображением полевой кухни в нижней части — своеобразный символ фронтового быта. Они попали в собрание Русского музея в 1960‑е годы, вероятно, от самих ветеранов или их потомков.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Витте и его собака
Для масштабного выставочного проекта Русского музея «Жизнь замечательных собак» реставраторы металла подготовили несколько знаковых скульптур, посвященных нашим четвероногим спутникам. Они обладают высокой художественной ценностью. Сначала художник-реставратор Сергей Крипак показывает нам жемчужину выставки — «Портрет С. Ю. Витте с сеттером» работы известного скульптора Паоло Трубецкого. Того самого мастера, который создал знаменитую конную статую Александра III. «Портрет» имеет важное мемориальное значение. В 1902 году он был приобретен для собрания Русского музея его директором великим князем Георгием Михайловичем на четвертой выставке журнала «Мир искусства».
Не менее интересны две другие работы: выразительная «Сука» Марины Спивак и лирическая композиция «Женщина с собакой» Олега Комова. «Основная сложность в работе с этими скульптурами заключалась в деликатном удалении окислов, — поясняет Сергей. — Несмотря на то что все они отлиты из бронзы, каждая из них имеет уникальную авторскую патину и особенности декоративной отделки. Приходилось работать ювелирно — глазным скальпелем и специальными тампонами, чтобы сохранить оригинальную декоративную отделку. После очистки проводилось тонирование и восполнение утрат патины, максимально приближенные к авторскому замыслу, и завершающая стадия работы — консервация поверхности скульптуры».
Особые сложности возникли при реставрации «Кавказской овчарки» Дмитрия Тугаринова. Авторская патина этой скульптуры оказалась настолько хрупкой, что начала осыпаться даже при самом бережном обеспыливании. Сергей ищет оптимальный способ ее укрепления, чтобы к открытию выставки этот выразительный образ предстал перед зрителями во всей своей первозданной силе.
Без воды
На рабочем столе художника-реставратора Татьяны Куриловой разворачивается настоящее путешествие в прошлое. Здесь готовятся к выставке «Русский расписной поднос» несколько удивительных экспонатов, самый ранний из которых датируется концом XVIII века. Этот редчайший образец украшен пасторальной сценой: многодетная семья у хижины на фоне горного пейзажа. Особенность этого подноса заключается в технике исполнения: художник наносил масляные краски прямо на железную основу. Редкий сюжет, вероятно, заимствован с западноевропейской гравюры, но точных аналогов специалистам пока обнаружить не удалось.
Как поясняет Татьяна, несмотря на классическую форму с бортиками, этот поднос никогда не использовался по прямому назначению. Скорее всего, украшал интерьер как живописное произведение. «Если бы его применяли в быту, мы обязательно увидели бы характерные следы бытования», — отмечает реставратор.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Работа с этим раритетом требует особого подхода. «По сути, мы проводим живописную реставрацию, но со строгими ограничениями, — объясняет Татьяна. — Основа подноса — металлическая, здесь нельзя использовать водные составы. Приходится удалять коррозию механически, «всухую», а затем обрабатывать металл специальными ингибиторами. Отдельная задача — при необходимости аккуратно выправить деформации основы, не повредив хрупкий красочный слой».
Сейчас Курилова завершает сложную работу по укреплению живописи безводными составами, отрабатывается методика по утончению авторского лакового слоя. Под слоем потемневшего лака открылись удивительные детали: небо, оказавшееся не темно-коричневым, а нежно-голубым; проявилась свинья, стоящая у сарая. После окончательной очистки предстоит тонировка утрат и нанесение реставрационного лака.
Поднос «Букет цветов» 1840‑х годов из знаменитой мастерской Беляевых в Жостове Московской губернии выполнен в необычной технике. Розы написаны маслом на перламутровых пластинах, что создает эффект внутреннего свечения. «Краска на перламутре держится хуже, чем на металле, — делится тонкостями реставратор. — Укреплять приходится и основу, и живописный слой, работая практически как ювелир».
От ученичества к руководству мастерской
Прежде чем поговорить о других реставрационных проектах, спрашиваем у Дмитрия Красильникова, заведующего отделом реставрации художественных изделий из металла, о его профессиональном пути. Его история — прекрасный пример того, как традиции мастерства передаются от учителя к ученику.
Все началось в петербургском государственном лицее «Купчино», где Дмитрий получил первую специальность — реставратор произведений из дерева и деревянного зодчества. Вскоре после окончания лицея судьба подарила ему встречу с Сергеем Алексеевичем Хрусталевым — реставратором и великолепным чеканщиком, работавшим на тот момент в люстровом цехе специального научно-производственного объединения «Реставратор», и Владимиром Львовичем Горячевым, заведующим отделом реставрации металла Музея истории религии, опытным реставратором и талантливым ювелиром, который разглядел талант в молодом специалисте. Именно Горячев показал работы Красильникова Андрею Сергеевичу Смирнову, в то время возглавлявшему сектор реставрации металла Русского музея. «Получив диплом Института культуры, я получил предложение, от которого невозможно было отказаться — прийти на постоянную работу в Русский музей, — вспоминает Дмитрий. — С тех пор я здесь учусь и работаю. Преемственность — краеугольный камень реставрации. Одних учебников и теоретических знаний недостаточно: важно перенимать опыт у старших коллег, осваивать тонкости профессии через практику».
Тайна раки Александра Свирского
«За почти четверть века работы в Русском музее какая реставрация запомнилась вам больше всего?» — спрашиваем у Дмитрия. Он, не задумываясь, вспоминает масштабный проект — реставрацию крышки раки Александра Свирского 1643 года, выполненную совместно с Татьяной Куриловой. Эта работа стала не просто восстановлением памятника, а настоящим историческим расследованием. В процессе реставрации внутри раки были обнаружены четыре золотые монеты XV века — вероятно, вклад мастеров, создавших этот уникальный реликварий.
Рака Александра Свирского стала одним из центральных экспонатов юбилейной выставки «Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет», с триумфом прошедшей в 2022 году. «Это был не только профессиональный вызов, но и глубокая связь с историей, — отмечает Красильников. — Такие проекты напоминают, что за каждым предметом стоят люди, эпохи, традиции — и наша задача бережно передать их будущим поколениям».
Сегодня, возглавляя мастерскую, Дмитрий Красильников продолжает традиции, заложенные его учителями, сочетая научный подход с тонким пониманием художественного замысла. И, как истинный реставратор, уверен: учиться у мастеров прошлого и настоящего — процесс, который никогда не заканчивается.
Музеи будут сотрудничать
Кроме подготовки предметов к выставкам в реставрационной мастерской идут плановые работы. Модель памятника Александру Сергеевичу Пушкину скульптора Михаила Аникушина недавно экспонировалась на юбилейной выставке поэта. Как отмечает Дмитрий Красильников, эта модель представляет интерес как пример ленинградской школы скульптуры. После стандартных процедур — удаления пылевых загрязнений и тонировки — экспонат будет возвращен в фонды.
Скульптурная композиция «Минерва и Гений художеств» создана в 1796 году Михаилом Козловским, известным русским скульптором эпохи классицизма. Произведение, входящее в экспозицию Строгановского дворца, изображает аллегорическую сцену: Гений художеств записывает имена достойных получить лавровый венок от Минервы, в образе которой представлена Екатерина II. В XIX веке скульптура, возможно, находилась на открытом воздухе, что обусловило характер ее повреждений. Предстоит сложная работа по удалению следов коррозии и при этом необходимо сохранить авторскую патину.
Модель памятника Богдану Хмельницкому работы Михаила Микешина обычно экспонируется в зале Василия Сурикова в Михайловском дворце. Этот первоначальный вариант памятника относится к 1869 году и представляет особый интерес — в отличие от реализованной в итоге конной статуи он сохранил авторский замысел многофигурной композиции. При тщательном исследовании модели и истории ее создания реставраторы и хранители сделали важное открытие. Отверстия в постаменте явно указывают на отсутствующие элементы композиции. В ходе архивных изысканий были обнаружены аналогичные модели, одна из которых — в прекрасной сохранности — находится в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь.
«Перед нами стоит интересная задача, — поясняет Дмитрий Красильников. — Мы хотели бы сотрудничать с минскими коллегами, чтобы сделать точные копии недостающих фигур. Это позволило бы восполнить утраты и показать публике первоначальный замысел Микешина во всей его полноте. Этот проект мог бы стать примером международного музейного сотрудничества».
Методом Якоби
Важное место в работе реставраторов занимают парные каменные обелиски с бронзовыми медальонами. Особое внимание уделено декоративным элементам — бронзовым медальонам, расположенным на всех четырех сторонах постаментов. Медальоны украшены рельефными изображениями львиных масок в обрамлении орнаментированных рамок с розетками. В процессе исследований выявлено, что изначально фон медальонов был покрыт серебром, а сама маска и рамка — золотом, что подчеркивало их художественную ценность.

ФОТО Марии ШЕРИХ
К сожалению, три медальона из восьми утрачены. Для их воссоздания была применена техника гальванопластики, позволяющая точно повторить оригинальный рельеф и фактуру, используя сохранившиеся оригиналы. «Мы работаем почти так же, как двести лет назад Борис Якоби — изобретатель гальванопластики. Только он растил медное изображение на восковую или медную форму, а мы на мягкую — из силикона», — объясняет Красильников. Теперь осталось посеребрить пластинки, позолотить маски и рамки, а также закрепить украшения на обелисках.
Вернуть краски истории
У реставраторов много творческих планов. Благодаря их работе музейные предметы перестают быть просто «единицами хранения», а становятся живыми свидетелями истории — с их подлинными цветами, авторской патиной и даже, как выясняется, сюрпризами, спрятанными внутри. Как сказала Татьяна Курилова, «реставрация — это когда под слоем потемневшего лака вдруг проявляется настоящий голубой цвет неба». В этом, наверное, суть реставрационной работы: бережно расчищать предмет от следов времени, чтобы вернуть утраченные краски истории.
Читайте также:
В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Русские императорские сервизы»
Вам открытка из Михайловского дворца! Русский музей отметил 130-летие со дня основания
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7906) от 14.05.2025 под заголовком «Сохраняя патину — металла, времени, истории».
Комментарии