В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Русские императорские сервизы»
Выставка представляет парадные комплексы посуды, изготовленной в XVIII – XIX веках на Императорском фарфоровом заводе. Все они отличаются самым высоким качеством и показывают, как развивались стили и мода на «белое золото». Некоторые из 200 предметов широкая публика увидит впервые.

ФОТО: Русский музей
Своеобразным эпиграфом к выставке стал «Собственный решетчатый сервиз» императрицы Елизаветы Петровны. Сетчатый рельефный узор и гирлянды цветов лепились и вырезались вручную. Любопытно, что, когда моду на декор в стиле барокко сменили ампирные изделия, сервиз спрятали в кладовые. Но в 1838 году при Николае I им снова стали пользоваться, тогда же он был расширен на 60 персон вместо 25. Существует предположение, что этот сервиз стал прообразом знаменитой ленинградской кобальтовой сетки, которую в 1944 году создала художник Анна Яцкевич.
В 1784 году для Екатерины II был изготовлен «Арабесковый сервиз» — первый крупный ансамбль ИФЗ. В нем использовались мотивы помпейских фресок. Сервиз был рассчитан на 60 персон. Как рассказал Леонид Матвеев, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Русского музея, в этом сервизе привлекают внимание настольные украшения, которые созданы по моделям Жан-Доменика Рашетта, в то время он возглавлял скульптурную часть ИФЗ. Центральная композиция изображает «памятник» императрице, рядом аллегории добродетелей — «Справедливость», «Человеколюбие» и другие. Среди посуды — экзотическая для современной сервировки чашка для десерта «пот-а-крем».

«Яхтенный сервиз» был изготовлен для поездки Екатерины II в Крым, часть маршрута проходила по Днепру. Он стал прообразом парадной посуды для императорских яхт. «Юсуповский сервиз» на 14 персон из трехсот предметов был поднесен императору Павлу к Рождеству 1798 года Николаем Юсуповым, в то время служившим управляющим ИФЗ. Показ фарфора XVIII века завершает чайно-кофейный сервиз на две персоны, их называют «тет-а-тет», императрицы Марии Федоровны. Посуда украшена миниатюрами с видами Павловска, созданными по картинам придворного художника Семена Щедрина.
Самым известным среди сервизов ИФЗ является парадный «Русский», или «Гурьевский» (1809 – 1816), по имени Дмитрия Гурьева, управляющего заводом в то время. Первый парадный сервиз александровского времени украшен изображениями представителей народностей России и петербургскими пейзажами. Этот сервиз использовался по прямому назначению ровно 100 лет.
Отдельный стенд посвящен декоративным вазам с фигурами известного скульптора Степана Пименова для «Министерского» сервиза. «Марс и Венера» и «Вулкан и Фетида» отсылают к античной мифологии, популярной в эпоху классицизма.

ФОТО: Русский музей
Редко выставляются предметы «Бабигонского» на 100 персон. Он был изготовлен в 1824 году для Большого Петергофского дворца, а нынешнее название получил через 33 года, когда посуду перенесли во дворец «Бельведер» на Бабигонском холме. Каждый из многочисленных петергофских дворцов имел свой персональный сервиз.
К эпохе Николая I относится «Готический» сервиз, подаренный императору в 1833 году. Он использовался очень долго, им сервировали стол во время известного костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце.
«Константиновский» сервиз на 48 персон, изготовленный в 1848 – 1852 годах, — свадебный подарок Николая I своему сыну Константину, примечателен тем, что создан по эскизам Федора Солнцева, художника, архитектора, археолога. Это один из первых образцов русско-византийского стиля. Крышки предметов увенчаны скульптурным изображением золотого шлема царя Алексея Михайловича — одной из национальных реликвий России. Сервиз использовался в Мраморном дворце как великокняжеской резиденции.
В 1871 – 1874 годах для яхты «Держава» Александра II был изготовлен сервиз по эскизам архитектора Ипполита Монигетти, который создавал дизайн парадных помещений яхты. Это был первый пример комплексного подхода к оформлению императорских яхт. Предметы из этого сервиза экспонируются впервые.
Выставку завершает «Рафаэлевский» сервиз, заказанный в 1883 году накануне своей коронации Александром III — основателем Русского музея, большим поклонником изящных искусств. В тот год отмечалось 400‑летие со дня рождения титана Возрождения.
Возрастное ограничение 6+
Читайте также:
Музея день чудесный. 25 апреля исполнилось 130 лет со дня учреждения Русского музея
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7899) от 29.04.2025 под заголовком «Сервизы на все времена».
Комментарии