В российских школах введен запрет на использование смартфонов для учебы

«Для образовательных целей мобильные средства связи не используются», – написано в новых СанПиНах, вступивших в силу 1 января. Не вообще, а в школе. Пункт «против мобильников» – лишь маленькая часть новых правил: в них много чего – от количества туалетов в школе до обустройства летних палаточных лагерей, но «антимобильниковое» правило, конечно, самое заметное для публики.

В российских школах введен запрет на использование смартфонов для учебы | ФОТО Екатерины СЫЧКОВОЙ/ТАСС

ФОТО Екатерины СЫЧКОВОЙ/ТАСС

Главный санитарный врач РФ Попова подписала постановление еще в конце сентября 2019-го, так что теоретически у школ и семей было время собраться с духом. В частности, школы должны были сориентироваться: соответствуют ли электронные средства, которые используются на уроках, нормам. Если интерактивная доска – то с диагональю не меньше 165,1 см; если компьютер/ноутбук, то диагональ монитора не меньше 39,6 см; если планшет – не меньше 26,6 см.

Прописано время, в течение которого эту технику можно использовать на уроке. Интерактивную доску – не дольше 20 минут, если в классе дети до 10 лет, и не дольше 30 минут – для тех, кто старше. За компьютером дети 1 – 2-х классов могут работать не дольше 20 минут, 3 – 4-х классов – 25 минут, 5 – 9-х классов 30 минут, 10 – 11-х классов – 35 минут.

Все это «ради здоровья»: зрение, осанка и т. д. В первую волну пандемии смартфоны были вполне себе активным инструментом учебного процесса: во многих семьях с учетом удаленной работы/учебы просто не хватало на всех стационарных компьютеров или хотя бы планшетов. Но теперь из процесса очной учебы мобильники изъяты: размеры категорически не вписываются в санитарные нормы, а авторы норм справедливо подозревают, что дети и так проводят часы, вперившись в экраны.

Это не первый поход органов управления образованием против мобильников. Еще в допандемийные времена, в августе 2019-го, Роспотребнадзор с Минпросвещения и рядом других организаций подготовили «Методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях». Теперь это «старые добрые времена», которые приятно вспомнить.

Вот и вспомним. Те методички вводились «с целью профилактики нарушения здоровья обучающихся». Роспотребнадзор тогда ссылался на опрос, который показал: 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов «поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков». Международный опыт (на него тоже ссылались) говорил о том, что «ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительное накопленное время их использования являются факторами, ведущим к...». Дальше про нарушения психики, гиперактивность, раздражительность, снижение долговременной памяти и умственной работоспособности и т. д.

Российские ученые тоже выявили «существенное отличие» детей, которые используют мобильники в школе. Цитируем: «ослабление смысловой памяти», «снижение внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушения фонематического восприятия». Если проще, то в той методичке было не столько про сколиоз и близорукость, сколько про снижение продуктивности.

Как главный фактор риска упоминалась «многозадачность». Способность действовать в условиях многозадачности решительно вышла из моды. Как сейчас говорит наука, даже если вы легко переключаетесь между пятью разными темами (и вас зовут Гай Юлий Цезарь) – знайте: вы бы достигли лучших результатов, последовательно сосредоточившись на каждой из задач. А мобильник – средоточие многофункциональности: «наличие множества приложений неизбежно создает ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения».

В качестве тяжелой артиллерии Роспотребнадзор приводил тогда опыт зарубежных стран. В Великобритании запрет на использование телефона в школе (школы решают сами) улучшил результаты тестов. Правда, не впечатляюще: на 6,4%. Во Франции запрет на мобильники в школах действует аж с 2010 года; разве что лицеи, где учатся старшеклассники, могут самоопределяться. С 2019 года мобильники в школах запрещены в канадской провинции Онтарио и австралийском штате Новый Южный Уэльс. В целом запрет мобильников на уроках – тема, по которой во мнениях могут сходиться власти Германии и Уганды.

В 2019-м методичка Роспотребнадзора сводилась к рекомендации местным властям и органам управления образованием: «рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств». Нынешние СанПиНы запрещают использовать мобильники именно на уроках и именно как средства обучения.

Несколько вне внимания оказалась «неучебная» роль мобильников. Смартфоны – это и возможность снимать на уроках «некорректное» поведение учителей, дурацкие поступки одноклассников и т. д. и выкладывать все это в Сеть.

Означает ли запрет мобильников «для» уроков абсолютный их запрет «на» уроках, посмотрим.

#школа #обучение #телефон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (6843) от 15.01.2021 под заголовком «По ком звонит смартфон».


Комментарии