В России изменится система управления госпрограммами

В России с 2022 года начнет действовать новая система управления государственными программами, по поводу которых отчитываются и регионы за свой вклад в них на местном уровне (Петербург не исключение). Но в этих отчетах речь идет прежде всего об «освоении» бюджетных средств, что не вполне коррелируется с содержанием поставленных государством задач.

В России изменится система управления госпрограммами | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Госпрограммы относятся к документам стратегического планирования и содержат комплекс мероприятий для достижения целей социально-экономического развития страны. Их в России сейчас насчитывается более четырех десятков, в прошлом году на реализацию госпрограмм было израсходовано около 15 трлн рублей – почти три четверти всех бюджетных расходов. По мнению премьер-министра Михаила Мишустина, работа по большинству из них была довольно успешной.

Традиционно более критично настроен глава Счетной палаты Алексей Кудрин, считающий, что в государственных программах слишком много целей, показателей, индикаторов, и они не всегда сбалансированы, а также совсем не понятны гражданам. Более того, по мнению Кудрина, с госпрограммами не очень уживается проектный подход, который российское правительство пытается внедрить на разных управленческих уровнях.

Еще осенью 2019 года Максим Орешкин, возглавлявший тогда Минэкономразвития, назвал государственные программы «болотом», которое необходимо реформировать. А год спустя категоричный в своих оценках депутат Госдумы Андрей Макаров образно оценил госпрограммы: покойник может «выглядеть обалденно совершенно, но не оживет» и представляет собой лишь «инструмент занятости чиновников». Он даже предложил нынешнему главе Минэкономразвития Максиму Решетникову отказаться от таких программ из-за неэффективности. Министр не согласился, поскольку, как он заметил, госпрограммы необходимы в качестве инструмента, который связывает бюджет с целями. Но признал, что надо их «донастроить, поскольку действующая система целевых индикаторов программ в том виде, как есть, не отражает и не полностью нацелена на достижение тех задач, которые поставил президент».

Продолжая управленческую реформу, правительство в конце мая нынешнего года утвердило «Положение о системе управления госпрограммами» – документ, вводящий единый для действующих и всех будущих госпрограмм порядок их разработки, реализации и закрытия. Это положение станет внедряться постепенно, а с 2023 года бюджетный процесс будет строиться только на новом порядке, распространяющемся на все правительство (кроме отдельной госпрограммы вооружений).

В итоге будет реализовано стремление правительства РФ выделить в бюджетных расходах две части: проектную, предусматривающую выполнение конкретных задач за ограниченный период времени (например, мероприятия, связанные с инвестициями в строительство школ, детских садов, больниц), и процессную, реализуемую на постоянной основе (например, меры соцподдержки).

Для каждой госпрограммы будет сформирован перечень общественно значимых показателей, увязанных с национальными целями развития. Для более гибкого управления госпрограммами с 2022 года станут назначаться их кураторы – вице-премьеры, под руководством которых создадут управляющие советы для оперативных изменений в программах соответственно меняющейся реальности.

При этом госпрограммы уменьшатся в объеме и станут структурно более однородными. Для каждой вводятся пять обязательных основных компонентов: перечень стратегических приоритетов, паспорт, содержащий цели и показатели с их проекцией на регионы, а также паспорта федеральных, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий, планы реализации структурных элементов и необходимые нормативные акты.

«Должна быть описана вся логика – что мы хотим сделать, когда хотим сделать, какая последовательность действий, на что выделяет деньги федеральный бюджет, на что – регионы и муниципалитеты, кем будет привлечено внебюджетное финансирование, какое будет нормативное регулирование. Госпрограммы должны быть увязаны со всеми стратегическими документами и давать понятные широкой общественности ответы на все эти вопросы», – заявил на брифинге глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Госпрограммы станут источником возникновения расходных обязательств, то есть на основе строчки в такой программе уже можно станет заключать контракты, а Министерство финансов будет признавать эту строчку жестким бюджетным обязательством.

Вся отчетность по госпрограммам будет унифицирована и погружена в ГАИС «Управление» и систему «Электронный бюджет», данные о показателях исполнения госпрограмм станут публичными. Это должно, по замыслу кабмина, увеличить возможности «цифрового» управления в правительстве, создать всеобъемлющий информационно-управленческий контур, охватывающий все госрасходы и всю деятельность федеральной исполнительной власти.

Чиновники ожидают, что изменения позволят сфокусировать госпрограммы на достижении национальных целей развития, повысят их эффективность и упростят контроль, в том числе и со стороны налогоплательщиков, за реализацией мероприятий. Регионам также рекомендовано с 2021 года структурировать свои госпрограммы по тем же принципам.

#госпрограмма #правила #изменения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (6937) от 03.06.2021 под заголовком «Чего хотят от госпрограмм».


Комментарии