В Петербурге обсудили экологические проблемы Балтики

Экологические недуги Балтики, омывающей берега многих стран, российские и зарубежные специалисты обсуждают в Петербурге на международном форуме «День Балтийского моря» больше двадцати лет. Вот и на днях, во Всемирный день водных ресурсов, эксперты собрались для этого вновь, чтобы «присмотреться» к обновленному плану действий ХЕЛКОМ (Хельсинкской комиссии по защите морской среды Балтики). Программа форума-2022, однако, претерпела изменения, а число его участников по понятным причинам убавилось. Тем не менее организаторы мероприятия, на котором зарегистрировались 350 представителей разных регионов России, решили не отказываться от его проведения.

В Петербурге обсудили экологические проблемы Балтики | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Напомним, страны Балтийского региона подписали Хельсинкскую конвенцию, приняв на себя обязательства по защите экологической среды этого водного объекта, почти полвека назад, 22 марта 1974 года. Через несколько лет документ вступил в силу, а в 1986‑м, на 17‑м заседании ХЕЛКОМ, решено было ежегодно отмечать День Балтийского моря.

Первый посвященный Балтике форум стал проходить в Петербурге с 2000 года. А спустя семь лет представители стран — участниц Хельсинкской конвенции, собравшись в польском городе Кракове, приняли сводный план действий по Балтийскому морю (ПДБМ).

Его можно рассматривать прежде всего как долговременную программу мер, направленных на «излечение» этого немалого, площадью 419 тыс. кв. км, моря. Но фактически это еще и соглашение, регламентирующее работу в новых экономических условиях прибрежных предприятий, добычу сырья на шельфе, очистку хозяйственно-бытовых стоков, судоходство, рыболовство. Словом, основные направления деятельности на Балтике.

К тому времени, когда ПДБМ вступил в силу, экологическое состояние этого транспортного коридора было плачевным. Не оттого, что хелкомовские нити взаимодействия оказались слабы: процессы, разрушающие экосистему Балтики, шли быстрее, чем успевали сообща на них реагировать. То есть специалисты «тушили пожар» то здесь, то там, а справиться с появлением самих очагов не очень‑то удавалось.

Принимая ПДБМ, они рассчитывали сделать такую работу более системной, адресной и эффективной. Удалось ли хелкомовцам этого добиться?

На сей счет единого мнения нет. Год назад, оценивая выполнение этого плана на таком же форуме в Петербурге, одни специалисты убеждали, что в деле оздоровления Балтики и снижения числа ее горячих точек достигнут явный прогресс. А другие сетовали, что по всем четырем разделам ПДБМ (эвтрофикация, рост опасных веществ, сохранение биоразнообразия и морское пространственное планирование) наблюдается отставание.

Это отмечала, в частности, Оттилия Торесен, директор программы Балтийского экорегиона Всемирного фонда дикой природы. По ее мнению, экологическая нагрузка на море ничуть не снижается, эвтрофикация (насыщение азотом и фосфором) с обширными районами его мертвых зон растет, а отдельные виды балтийских животных, такие как морская свинья, остаются под угрозой исчезновения.

Подводить черту под реализацией плана пришлось в разгул коронавируса, подтолкнувшего к использованию цифровых технологий и более тесному сотрудничеству в сфере решения трансграничных проблем в рамках ХЕЛКОМ. Большинство зарубежных экспертов приехать в Петербург из‑за пандемии тогда не смогли, выступив на форуме в режиме видео-конференц-связи. А нынче не сделали это в силу других причин.

Так стоило ли проводить в таких условиях форум-2022? Позиция его организаторов, Минприроды РФ и российского МИД, по этому поводу была единой: да, стоило. Чтобы обсудить обновленный ПДБМ, рассчитанный на период до 2030 года, который был принят на министерской сессии ХЕЛКОМ осенью 2021‑го в германском городе Любеке (вклад в его выполнение намерена вносить и наша страна), а также обменяться мнениями по отдельным важным для Балтики проблемам: морской мусор, перспективы выполнения программы «ИНТЕРРЕГ» и др.

Городской комитет по природопользованию, участвующий в подготовке форума, выразил сходную позицию. «Есть такое избитое выражение: Балтика — наш общий дом, вот и нужно, не останавливаясь, наводить в нем порядок», — говорит Иван Серебрицкий, зам. председателя этого комитета. Тем более что Петербург находится в конце огромного водосборного бассейна и тоже несет ответственность за поступающие в Балтику опасные лекарственные препараты, концентрация которых растет.

Что представляет собой «осовремененный» ПДБМ? Это сбалансированный документ, куда, кроме названых разделов по восстановлению балтийской экосистемы, вошел дополнительный блок тем, связанный с изменением климата и другими серьезными вызовами, стоящими перед человечеством.

Новый план предусматривает проведение странами — участницами Хельсинкской конвенции еще 199 мероприятий, большинство из которых (почти треть) касается деятельности на море. Это развитие «зеленого» судоходства (переход на малосернистое судовое топливо), строительные работы в акватории, дноуглубление, добыча минеральных ресурсов и др.

Причем каждая из этих стран, внося свою лепту в достижение планируемых результатов, должна проводить такую работу и на региональном уровне. Чтобы предотвращать, к примеру, разливы нефти или рационально управлять рыбными запасами, вести научные исследования.

Участвуя в обновлении стратегии действий по Балтике, российская сторона внесла ряд предложений и в сам план, и в принятые вместе с ним рекомендации ­ХЕЛКОМ. Так, «дорожная карта» мер по развитию морского пространственного планирования была сформирована при активном участии петербуржцев, сотрудников института «Ермак Северо-Запад». На Дне Балтийского моря-2022 об этом рассказала Наталья Третьякова, начальник отдела департамента международного сотрудничества и климатических изменений Минприроды РФ, представитель российской делегации в ХЕЛКОМ.

Снижение техногенного воздействия на Балтику остается важной сферой международного сотрудничества, считает Игорь Капырин, зам. директора департамента общеевропейского сотрудничества МИД России. Хотя текущие обстоятельства наложили отпечаток на эту деятельность.

В кулуарах форума Капырин прокомментировал свое понимание ситуации корреспонденту «СПб ведомостей». Участие России в хелкомовских программах никто не отменял, сказал он, но трансграничное сотрудничество со странами Балтики пока не ведется. А следовательно, нужно сосредоточить усилия на собственной подобной работе.

«Надеюсь, это временная приостановка, и мы призываем партнеров вернуться в правовое поле, — добавил чиновник. — Есть четкая процедура финансирования этих программ, которые Россия выполняла совместно с ЕС. В документах прописано, что приостановка инвестиций касается всех участников проекта, а не одного из них, как сейчас».

По словам Капырина, в реализацию восьми текущих программ трансграничного и приграничного сотрудничества, срок действий которых из‑за пандемии был продлен до 2023 года, Россия внесла 85 млн евро.


#форум #Балтика #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7137) от 28.03.2022 под заголовком «Второе дыхание Балтики».


Комментарии