В отечественное растениеводство всё активнее вписываются нетрадиционные культуры

Основой российского растениеводства были и остаются традиционные культуры. Безусловное первенство — у зерновых. Потребность внутреннего рынка — 86 млн тонн зерна, но производят в стране гораздо больше, и полученные в нынешнем году 130 млн тонн позволят отечественному АПК сохранить внушительный экспортный потенциал. Однако высокие урожаи не только стимулируют экспорт, но и снижают рентабельность: если зерна много, оно начинает падать в цене. Обойти эти риски позволяет включение в севооборот «второстепенных», или, как говорят специалисты, нишевых, культур с высокой маржинальностью. При этом многие из них оказываются востребованными не только на внутреннем рынке…

В отечественное растениеводство всё активнее вписываются нетрадиционные культуры | Все виды амаранта — а их около сотни — делятся на зерновые, кормовые, овощные и декоративные. Лечебными свойствами обладают и те и другие./ФОТО АВТОРА

Все виды амаранта — а их около сотни — делятся на зерновые, кормовые, овощные и декоративные. Лечебными свойствами обладают и те и другие./ФОТО АВТОРА

От Воронежа до Алтая

Первыми, кто еще шесть тысяч лет назад окультурил амарант, были древние инки и ацтеки. Потому и называют это растение «хлебом инков» и «пшеницей ацтеков». Из семян амаранта древние на­учились делать муку, вскармливали им новорожденных и врачевали тяжелые болезни.

Позже ученые поймут, насколько уникально это растение. Узнают, что оно находится на первом месте по содержанию сквалена — каротиноида, способного обеспечить тотальную защиту всему организму. Другое важное — амарант содержит 16 % протеина, причем по сбалансированности состава он превосходит белок пшеницы.

Сегодня во многих странах мира амарант — сельскохозяйственная культура, под которую отводят тысячи гектаров пашни, из него производят множество качественных диетических продуктов, ведь амарантовая мука не содержит глютена. А амарантового масла продается каждый год на 1 млрд долларов, и спрос на него стабильно высокий.

В нашей стране «пшеницу ацтеков» долго не признавали культурным растением. Возможно, потому, что у нас был собственный дикий «вариант» — щирица. Надоедливое сорное растение, которое не желало расти на неудобьях, но зато забиралось на обработанные плодородные почвы и глушило картофельные и свекловичные посадки. Так что отношение крестьян-земледельцев к такому поселенцу было понятным. Хотя домашнюю живность, в первую очередь свиней, прикармливали щирицей очень даже активно.

Официальная история амаранта в России, берем шире — в Советском Союзе, началась в 1930‑х годах, когда академик Н. И. Вавилов из экспедиции в Мексику привез с собой семена этого растения. Речи о продовольственных ориентирах пока еще не шло, но, по утверждению академика, культурный амарант мог бы успешно пополнить кормовую базу животноводства. Однако идея на долгие годы оказалась под сукном.

Вновь вспомнили о ней в 1970‑х — начале 1980‑х. Селекционеры приступили к выведению новых сортов, пригодных для климатических условий нашей страны. Но дальше опытно-экспериментальных участков сорта эти так и не выбрались.

И только теперь пришло их время. Сегодня в Госреестр селекционных достижений России занесено более 30 сортов амаранта, разработанных учеными из НИИ сорго и кукурузы, Федерального научного центра овощеводства, Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, других солидных научных учреждений.

Особняком в этом списке — воронежская компания, которая двадцать лет назад одной из первых в стране взялась за промышленное возделывание амаранта на своей земле. И если поначалу компания работала на импортных семенах, то со временем перешла на семена собственного производства и собственной селекции.

В Госреестре селекционных достижений — два сорта, созданных этой компанией: зерновой Воронежский и универсальный Гигант. Оба с успехом опробованы в регионах России и в странах ближнего зарубежья.

Воронежский — один из самых скороспелых сортов в мировой коллекции амаранта. Вегетационный период — до ста дней. Это позволяет возделывать амарант от Воронежской области до Алтайского края. Сорт Гигант универсальный, может использоваться и на зерно, и на корм для животных.

Сегодня воронежская компания является структурным подразделением большого научно-производственного холдинга. У фирмы собственные посевные пощади в четырех регионах России (Воронежской, Волгоградской, Оренбургской и Кемеровской областях), два семеноводческих участка. А теперь есть завод по глубокой переработке амаранта.

Его всего лишь месяц назад открыли в Новоусманском районе Воронежской области. С появлением настоящего промышленного предприятия — единственного в России завода подобного типа, — и ассортиментную линейку можно расширить (кроме муки и масла производить и крупу для варки каши, и мюсли, хлебцы, батончики и много других полезных продуктов), и о братьях наших меньших подумать (уже разработана технология производства кормов для домашних животных). Зерно холдинг перерабатывает по собственной запатентованной технологии, сохраняющей полезные биологически активные вещества, содержащиеся в амаранте.

Инвестиции в строительство первой очереди предприятия составили 1,5 млрд рублей. Более 90 % производственного оборудования и техники на нем изготовлено в России. Буквально через полгода должна вступить в эксплуатацию вторая очередь, а всего по инвестиционному проекту к 2030 году поэтапно должны быть запущены десять производственных линий с общим объемом переработки 180 тыс. тонн.

С тем, что амарант становится экспортно ориентированным продуктом, уже никто не спорит.

Сироп для Поднебесной

Для еще одной нишевой культуры нашего АПК — топинамбура — открывает свой рынок Китай. Соглашения на поставки были подписаны в мае этого года руководителем Россельхознадзора Сергеем Данквертом и руководителем главного таможенного управления КНР Юй Цзяньхуа. Примечательно, что событие это произошло во время рабочего визита президента России Владимира Путина в Пекин.

С осени 2024‑го в Поднебесную отправляют продукты глубокой переработки корнеплодов, выращенных в Черноземье компанией «ИстАгро Дон». Это мука и крупа из топинамбура и сироп.

Топинамбур, или «земляная груша», известен в России еще с XVIII века. Но предложение ­внедрить эту культуру в сельское хозяйство как очень урожайную, морозостойкую и неприхотливую появилось только два столетия спустя. Идея принадлежала уже упомянутому Николаю Ивановичу Вавилову. Однако сложности в хранении урожая, а именно — то, что даже небольшое повреждение клубней приводило к быстрой их порче и значительным потерям урожая, вызвало неприятие топинамбура аграриями. Понадобились десятилетия, чтобы пришло признание.

За это время появилось немало новых сортов и гибридов топинамбура. Из самых распространенных — Красный, Веретеновидный, Патат, Майкопский, Белый, Скороспелка, Находка, Интерес, Ленинградский и прочие-прочие… Одновременно совершенствовалась агротехника, условия хранения урожая. И, конечно, немалую роль сыграло рекламно-агитационное продвижение «в массы» продукции из топинамбура как еды очень полезной для страдающих недугами, в первую очередь для диабетиков.

Сейчас топинамбур как промышленную культуру выращивают во многих регионах России. По отведенным под него площадям в регионах-лидерах значатся Кост­ромская область (свыше 150 га), Ленинградская, Самарская, Рязанская области и Дальневосточный федеральный округ (в каждом регионе около 100 га). Средняя урожайность клубней там доходит до 800 центнеров с гектара, зеленой массы (идет на корм в животноводство) — до 700 ц/га.

Но по площадям в лидерах остается Липецкая область (более 200 гектаров). И там же, в Липецкой области, есть единственное в России производство по комплексной переработке топинамбура. Запущено оно в городе Данкове в прошлом году.

…И лопух — сельхозкультура

Справедливости ради: далеко не все эксперты аграрного рынка с восторгом принимают освоение и введение в севооборот культур, нетрадиционных для конкретного региона в частности и для России в целом. Называют это «слишком экзотичным инвестированием», а некоторые вообще отказываются давать какие‑либо комментарии по теме необычных нишевых культур. «Уж лучше бы чечевицу выращивали. На нее спрос на международных рынках сейчас высокий».

Это правда: спрос высокий, и площади под этой пока что нишевой культурой растут как на дрожжах. В прошлом году российскую чечевицу выращивали на рекордных 354 тысячах гектаров. За десять последних лет площади выросли в 10 раз! Известно, что и в нынешнем году чечевичные плантации были еще расширены, но точные данные будут обнародованы Росстатом только в феврале будущего года.

Но дело в том, что заниматься такой культурой, как чечевица, сподручнее крупным сельхозпредприятиям. Да и оказались они попроворнее — уже заняли чечевичную нишу. Конкурировать с гигантами хозяйствам средней руки сложно. Поэтому именно они берутся за редкие культуры, для начала просчитав все риски и выгоды, зная рынки сбыта. И, в идеале, заручившись поддержкой инвесторов.

К тому же некоторые культуры со временем выходят из своих «ниш» и становятся в один строй с основными. Так в свое время случилось с соей, потом с рапсом и посевным горохом.

Сегодня среди нетрадиционных, но коммерчески привлекательных культур отметилась также киноа (квиноа). Это близкий родственник амаранта — они из одного семейства и родом почти из одних краев. Первыми киноа стали выращивать племена инков в Андах, поэтому продукт иногда называют «перуанским рисом».

В России его начали возделывать в научно-производственном объединении «Киноа центр», расположенном в Новокубанском районе Краснодарского края. За селекционную работу взялись совсем недавно, только в 2009 году, на тот момент в стране не было ни одного зарегистрированного сорта этой зерновой культуры. Сейчас в Госреестр селекционных достижений занесено три оте­чественных сорта — Кади, Сева и Баруша.

В числе других коммерчески привлекательных растений оказались пастернак, цикорий, кориандр, тмин, фенхель, ревень. И даже… лопух! На Алтае под эту культуру — да, культуру! — отведено более двухсот гектаров пашни. Селекционеры провели огромнейшую работу, прежде чем дикий лопух стал сортовым растением.

Используют его как лекарственное сырье. В ход идут и листья лопуха, и его колючки, в которых содержатся семена, но самым ценным был и остается корень. Каждый год с алтайских полей собирают не менее 500 тонн корней лопуха. Из него готовят экстракты, которые потом используются для производства сиропов, целебных жидкостей, капсул.

Лекарственное растениеводство было довольно крепкой подотраслью отечественного АПК в советское время. В последующие два десятилетия оно было практически утрачено и только теперь вступило в стадию возрождения. Три года назад отдельным распоряжением правительства в перечень сельскохозяйственной продукции были внесены лекарственные и эфиромасличные культуры.

…Конечно, в благодатных зерносеющих краях России редкие нишевые культуры (и даже совсем не редкие, но тоже нишевые) никогда по значимости не перепрыгнут «матушку» всех зерновых — пшеницу. Но без них, нишевых, по признанию аграриев, уже не обойтись: они обеспечивают разнообразие севооборота и высокую рентабельность.

Хотя при этом могут продемонстрировать и свои минусы: сбои со спросом, например. А также относительно высокую стоимость технологий выращивания, удобрений и средств защиты. Но для того и дана земледельцу крестьянская сметка, чтобы извлечь из растительной «ниши» хорошую выгоду.

photo_5411607880873928280_y.jpg
ИСТОЧНИК Росстат; «АБ-Центр», Российский зерновой союз/ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ

Читайте также:

Российские учёные создают технологию дистанционного определения влажности зерна

Пчёлы на контракте. Современному земледелию не обойтись без старых приёмов


#АПК #растения #топинамбур

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7815) от 17.12.2024 под заголовком ««Хлеб инков» на русской ниве».


Комментарии