В Грузии на принятый парламентом законопроект об иноагентах наложено вето

На прошлой неделе глава грузинского государства Саломе Зурабишвили, в недавнем прошлом гражданка Франции, выполнила свою угрозу и наложила вето на принятый парламентом законопроект об иноагентах. При этом она подчеркнула, что документ не подлежит никаким изменениям и улучшениям, поэтому от него нужно отказаться.

В Грузии на принятый парламентом законопроект об иноагентах наложено вето | ФОТО Chris Boland on Unsplash

ФОТО Chris Boland on Unsplash

Более того, Зурабишвили увидела в грузинском документе, по сути, повторяющем аналогичный американский закон 1938 года, почему‑то «русский след». «Этот закон по своей сути, по своему духу является российским законом, который противоречит нашей конституции и всем европейским стандартам и тем самым представляет собой препятствие на нашем европейском пути», — заявила президент Грузии. Также в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung Зурабишвили сказала, что правящая «Грузинская мечта» отбирает у грузин европейское будущее, но протестующие против этого не пытаются совершить революцию. По ее словам, все должно решиться на выборах.

Парламент Грузии принял законопроект об иноагентах в третьем, окончательном, чтении 14 мая. Инициативу «Грузинской мечты» поддержали 84 депутата, против высказались 30. Документ нацелен на «организации, осуществляющие интересы иностранной державы». Речь идет о физлицах, не имеющих гражданства Грузии, юрлицах, созданных не на основании законодательства республики, и иностранных госучреждениях, которые получают более 20 % финансирования из‑за рубежа. Согласно законопроекту, их планируют обязать регистрироваться в национальном агентстве публичного реестра, подведомственном минюсту Грузии. В случае неисполнения требований предусмотрен штраф от 10 тыс. до 25 тыс. лари (от $ 3,7 тыс. до $ 9,4 тыс.). Это стало второй попыткой «Грузинской мечты» принять законопроект об ино­агентах. Аналогичный документ был отозван в 2023 году из‑за массовых протестов.

Сопредседатель оппозиционной партии «Ахали», созданной соратниками экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, Ника Гварамия полностью поддержал президента. По его словам, Зурабишвили правильно сделала, что не стала дожидаться заключения Венецианской комиссии, которое может стать спасательным кругом для правительства. Гварамия настаивает, что «Грузинская мечта» должна отменить законопроект и тем самым признать свое поражение, а не искать компромисс с оппозицией, подчеркивая благие намерения. Одобрили решение госпожи Зурабишвили в Белом доме, ЕС и НАТО, публично заявив, что этот закон противоречит их ценностям и отдаляет Грузию от вступления в Евросоюз и Североатлантический альянс. Потому что он «подрывает работу гражданского общества и независимых СМИ, а свобода объединений и слова — это фундаментальные права, которые лежат в основе обязательств Грузии в рамках евроинтеграции». «В нынешнем виде закон не соответствует ценностям и курсу на ЕС. Я призываю всех политиков и лидеров Грузии использовать это окно возможностей и обеспечить, чтобы страна оставалась на европейском пути, который поддерживает население», — прокомментировал наложенное вето президент Европейского совета Шарль Мишель.

Грузинские власти же утверждают, что закон полностью соответствует всем основным правовым принципам и служит единственной цели — ежегодному раскрытию финансов неправительственных организаций и соответствующих СМИ. «Закон об иноагентах поможет нам в том, чтобы в Грузии был обеспечен долгосрочный мир, что требуется для нашей страны и народа», — заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе сразу после демарша Зурабишвили.

Отношения с Западом изменятся к худшему и уже начали меняться, но это не значит, что Тбилиси должен отказываться от своих приоритетов, считает грузинский политолог Петрэ Мамрадзе. «Власти готовы внести изменения в своей законопроект, но для этого нужны конкретные замечания, которые можно проанализировать и совместно обсудить. Однако оппозиция заявляет, что это «российский закон» и она его даже читать не будет. При этом видные европейские фигуры говорят, что у нас появился исторический шанс войти в ЕС, единственное препятствие — данный закон. Все понимают, что это вранье, так как есть проблема Абхазии и Южной Осетии, но протестующие хотят верить в такую сказку… Вероятнее всего, Западу просто не нравится, что маленькая Грузия не хочет быть его марионеткой и отстаивает свой суверенитет», — полагает эксперт.

События теперь могут развиваться по двум сценариям — ускоренному или затянутому. Если по первому, то в течение нынешней недели законопроект повторно рассмотрит юридический комитет парламента, а с 28 по 31 мая пройдет очередное пленарное заседание, на котором сопротивление президента, без сомнения, будет преодолено. Напомним, 14 мая 84 депутата поддержали предложенный документ, а для пре­одоления президентского вето нужно всего 76 голосов. Затем в течение трех дней законопроект передадут на подпись Зурабишвили, и у нее будет пять дней на то, чтобы поставить галочку в нужном месте. Скорее всего, она откажется, но это уже не будет иметь никакого значения, поскольку президентский долг сможет исполнить председатель парламента и один из лидеров «Грузинской мечты» Шалва Папуашвили.

Однако власти могут взять паузу. Законом не предусмотрены предельные сроки преодоления вето. Таким образом, теоретически преодоление президентского вето может занять месяцы. Например, из‑за давления Евросоюза, представители которого воспринимают вето Зурабишвили как шанс для Грузии начать диалог внутри общества и выбрать «Европу вместо России». Впрочем, такое развитие событий маловероятно.


#Грузия #вето #иноагенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7668) от 23.05.2024 под заголовком «Бесполезное вето».


Комментарии