В гости к Лермонтову. Как великий поэт жил в Тарханах
На 110-м километре благоустроенного шоссе, ведущего из Пензы в Тамбов, стоит указатель на село Лермонтово. Здесь расположен открывшийся летом 1939 года Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
ФОТО АВТОРА
Ультиматум зятю
В старину по весям Пензенского края - одного из самых плодородных в тогдашней России - ходили предприимчивые «тарханы», скупавшие у крестьян зерно, птицу, мед, воск, деготь, шкуры и прочие плоды сельскохозяйственного труда и перепродававшие их городским оптовым дельцам. Именно в честь этих, как мы бы сказали сейчас, представителей малого бизнеса и получило свое название село Тарханы (с 1917 года - Лермонтово). Это селение в ноябре 1794 года вместе с 500 душами крепостных крестьян приобрели молодожены Елизавета Алексеевна и Михаил Васильевич Арсеньевы у камергера Ивана Александровича Нарышкина.
Семейная жизнь молодых супругов обещала быть безоблачной, но через 15 лет, 2 января 1810 года, Михаил Васильевич в силу не совсем ясных причин принял яд практически на глазах жены и дочери-подростка. Трагическое происшествие не могло не сказаться на здоровье юной Марии Михайловны. Выйдя замуж за отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова и родив в Москве 3 (15) октября 1814 года сына Михаила, она скончалась в Тарханах 24 февраля 1817 года, не дожив и до 22 лет.
Елизавета Алексеевна Арсеньева, «самая знаменитая бабушка русской литературы», происходила из древнего дворянского рода Столыпиных. Не все, вероятно, знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов и премьер-министр Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин приходились друг другу троюродными братьями, хотя никогда и не встречались: будущий реформатор родился через 20 лет после гибели великого поэта. Унаследовав твердый и властный столыпинский характер, Елизавета Алексеевна поставила перед зятем ультиматум: либо Юрий Петрович полностью отказывается от воспитания сына и навсегда покидает Тарханы, либо она вычеркивает Мишеля из своего завещания. Обладая куда как более скромным имением Кропотово в Тульской губернии, Юрий Петрович материальное благополучие сына принес в жертву отцовским чувствам и до своей кончины в октябре 1831 года встречался с ним лишь изредка. Интересно, что завещание Е. А. Арсеньевой юридически засвидетельствовал 13 июня 1817 года другой министр-реформатор - Михаил Михайлович Сперанский. В 1816 - 1819 годах он занимал пост пензенского губернатора и неоднократно посещал Тарханы. Портрет Сперанского сегодня можно увидеть в гостиной барского дома-музея.
Властная и щедрая бабушка
Маленький Миша остался у бабушки. Она пригласила для него в Тарханы не только квалифицированных педагогов, но и постоянного лечащего врача, а для «потешных» боев, как у юного Петра I, собрала команду деревенских ребят, для которых по ее приказанию даже сшили специальные мундиры.
До отъезда в 1827 году в Москву Елизавета Алексеевна с внуком жила в Тарханах постоянно, выезжая лишь на Кавказские Минеральные Воды ради укрепления здоровья ребенка да регулярно навещая родственников в соседних усадьбах и в Пензе. Там, на углу Никольской и Лекарской улиц (ныне Карла Маркса и Володарского), до сих пор стоит старинный двухэтажный дом, некогда принадлежавший пензенскому губернскому предводителю дворянства Григорию Даниловичу Столыпину и его супруге Наталье Алексеевне, родной сестре Е. А. Арсеньевой.
Елизавета Алексеевна, стремясь получить от своего богатого пензенского поместья максимальный доход, чтобы ее обожаемый внук, будь он московским студентом, петербургским юнкером, гвардейским офицером или опальным поэтом, никогда ни в чем не нуждался, не останавливалась перед самыми жесткими мерами. Не раз Михаилу Юрьевичу приходилось убеждать бабушку, как правило, успешно, отказаться от наказания того или иного крепостного розгами или выделить бедному крестьянину лес для постройки новой избы взамен обветшавшей.
Тарханские крестьяне платили молодому барину искренней любовью. Однажды они в складчину купили Лермонтову превосходного коня - весьма ценный для кавалерийского офицера подарок. Пензенская губерния издавна славилась великолепными лошадьми и конными ярмарками.
Раритеты вернулись в господский дом
Последний раз Михаил Юрьевич Лермонтов жил в Тарханах в декабре 1835-го - марте 1836 года. Проводя здесь свой первый офицерский отпуск, поэт работал над стихотворением «Умирающий гладиатор», поэмой «Тамбовская казначейша». После его гибели на дуэли с Мартыновым и смерти Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в 1845 году Тарханы перешли к ее младшему брату, герою Отечественной войны 1812 года Афанасию Алексеевичу Столыпину.
Новый владелец предпочитал пензенскому имению саратовское и в Тарханах практически не бывал, передоверив заботы о поместье управляющим, позволявшим дворовым и крестьянам брать господские вещи для хозяйственных нужд и «на память». Благодаря этому в их семьях сохранились лермонтовские реликвии, поступившие в итоге в музей. Так, от потомков «дядьки» поэта Андрея Ивановича Соколова в экспозицию была передана дорожная шкатулка Лермонтова; от семьи камердинера Михаила Юрьевича Ивана Абрамовича Соколова - фарфоровая чернильница и альбом с рисунками поэта; от крестьян Кузнецовых - принадлежавшее Лермонтову издание «Евгения Онегина»; от родственников управляющего поместьем Журавлева - зеркало и четыре кресла из барского дома и т. д. Привезенная из ссылки в подарок бабушке картина Лермонтова «Кавказский вид возле селения Сиони» поступила в заповедник из пензенской библиотеки имени М. Ю. Лермонтова, основанной в связи с 50-летием со дня гибели поэта.
Потомки тарханских крепостных проживают в селе Лермонтово по сей день. Например, приветливая дама - администратор сельской гостиницы в беседе со мной упомянула, что девичья фамилия ее - Шубенина. Следовательно, она принадлежит той же семье, что и крепостная кормилица будущего поэта Лукерья Алексеевна Шубенина! Прогуливавшиеся рано утром по деревне туристы рассказывали, как местные жители, в том числе дети, сохраняя традиции русского села, здоровались с ними первыми.
Крутится, вертится старая мельница
Дорога от шоссе к воротам усадьбы идет мимо старинной, но до сих пор находящейся в рабочем состоянии ветряной мельницы. Здесь настоящий мельник-профессионал проводит увлекательную экскурсию и предлагает туристам посильнее повертеть ручной жернов. За воротами дорожка усадебного парка поворачивает направо и ведет к памятнику Лермонтову (1985 год) работы московского скульптора О. К. Комова. В барском доме для посетителей открыты парадный зал, гостиная, столовая; чайная и классная комнаты; в мезонине - кабинеты и спальни Лермонтова и его бабушки. В доме ключника собрана уникальная коллекция предметов современного Лермонтову крестьянского быта с полностью возрожденной обстановкой избы; в отдельной витрине - раритеты, добытые в Тарханах в ходе археологических раскопок. Среди них - фигурка шахматного коня: увлечение М. Ю. Лермонтова шахматами общеизвестно. В помещениях людской, где жили тарханские дворовые, работает интерактивная экспозиция, посвященная лермонтовскому творчеству. На месте снесенного после смерти Марии Михайловны Лермонтовой старого дома Е. А. Арсеньева выстроила церковь Марии Египетской. В теплицах в старинном парке до сих пор выращивают цветы и овощи.
Так получилось, что великого русского поэта хоронили дважды. Через два дня после дуэли, 17 (29) июля 1841 года, он был погребен на кладбище города Пятигорска, где памятник-кенотаф стоит до сих пор. Но весной 1842 года по распоряжению Елизаветы Алексеевны прах ее внука был перевезен в Тарханы и покоится сейчас менее чем в километре от усадебного дома, в селе Лермонтово, в часовне рядом с захоронениями М. М. Лермонтовой, М. В. и Е. А. Арсеньевых. Останки Ю. П. Лермонтова в 1974 году были доставлены туда же из тульского села Шипово и преданы земле у стен той же часовни.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6507) от 21.08.2019 под заголовком «В Тарханы, к Лермонтову».
Комментарии