В Арктике начнут использовать петербургские беспилотники

Моряки знают: пренебрегать знанием ледовых условий в Арктике опасно. Данные, позволяющие там безопасно работать, вообще на вес золота. Предоставлять их смогут созданные в Петербурге крылатые машины, прошедшие недавно испытания на Ладоге. Возможно, скоро они будут парить на трассе Севморпути и отслеживать гидрометеорологическую и гидрографическую обстановку. Такие беспилотники, однако, готовы работать и в Финском заливе, помогая вести, к примеру, лоцманскую проводку.

В Арктике начнут использовать петербургские беспилотники | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Конечно, идея не нова: летающие аппараты пытались использовать для этих целей на севере и раньше. Но не очень успешно. Одни не выдерживали суровых погодных условий, другие не подходили по техническим особенностям. А вот петербургские беспилотники требованиям северян, похоже, вполне отвечают.

Создали новинку специалисты Научного центра прикладной электродинамики и компании «Интелтех», объединившиеся в рамках одного из проектов петербургского Научно-производственного арктического кластера (он возник, напомним, при содействии Смольного). Кроме них в тестировании участвовали сотрудники Гидрографического предприятия (потенциального заказчика), помогающего обеспечить безопасное судоходство в акватории Севморпути. А проходили испытания на экспериментальной базе Арктического института (ААНИИ) у поселка Осиновец на берегу Ладоги. Эксперимент должен был показать возможности геоинформационного беспилотного оборудования. Выполняли полеты два беспилотника, отличавшиеся параметрами и способом взлета: один был поднят в небо системой вертолетного типа, другой устремился ввысь, как стрела арбалета, с помощью катапульты. И оба заслужили высокую оценку специалистов.

Такие машины, уверяют их авторы, могут находиться в воздухе без дозаправки до шести часов, преодолевать расстояние до 1 тыс. км и летать со скоростью свыше 200 км/час. Да не «пустыми», а с приборами для разного рода съемок и радарными ­комплексами на борту. Другой плюс: эта начинка и летающие машины сделаны полностью из отечественных комплектующих, подчеркнул профессор Сергей Биденко, советник руководителя «Интелтеха».

Радар представляет собой малогабаритный радиолокатор бокового обзора, который весит всего ничего (1,5 кг), но обладает требуемой мощностью, рассказал Артем Силкин, главный конструктор беспилотников упоминавшегося научного центра. «Прочеркивая» северные просторы, они могут поведать о многом. Покажут движение льдов по студеным арктическим водам и скорость течения, состояние навигационных знаков и береговой инфраструктуры. Измерят толщину ледового покрова на отдельных участках и позволят заглянуть под землю на глубину под три метра, где проложены трубопроводы.

Приборы на железных «птицах» ­обеспечат пользователям связь и телекоммуникацию при неблагоприятных погодных условиях, помогут морякам уточнить координаты судов. Кроме того, «летуны» оборудованы датчиками температуры и влажности воздуха, а также комплексом для определения структуры турбулентности в приземном слое атмосферы. То есть по существу это летающая научная станция, которую оснастили приборами петербуржцы из ААНИИ вместе с сотрудниками ­московских Института физики атмосферы РАН и Авиационного института.

Спору нет, даже покрытая льдом Ладога, где тестировали крылатых помощников, мало похожа на арктическую территорию. Но и в Заполярье они проявили себя неплохо. По словам Силкина, полеты совершались в Якутии при температуре минус 42 градуса и скорости ветра, достигающей 24 м/с. Но машины, заверил он, способны летать и при более сильных ветрах.

Такие беспилотники могут стать ­частью системы мониторинга гидрометеорологических факторов, которая будет действовать на морском канале в Обской губе. Ее появление — отдельный этап реконструкции этого канала, по которому вывозят добываемый на Ямале сжиженный газ. В рамках этой работы намечено осуществить ряд технических решений и создать математическую модель для более качественных прогнозов «погодных окон» и безопасного движения танкеров, отметил Александр Бенгерт, гендиректор ФГУП «Гидрографическое предприятие».


#Арктика #дрон #моряки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7134) от 23.03.2022 под заголовком ««Стрела» над Ладогой».


Комментарии