В Антарктиде перевезли модули нового зимовочного комплекса

Петербургские полярники, работающие на Шестом континенте, завершили беспрецедентную по масштабам и сложности операцию, в успех которой трудно было поверить. За минувший сезон члены Российской антарктической экспедиции (РАЭ) перевезли от побережья материка до центральной его части, где расположена станция «Восток», модули нового зимовочного комплекса (НЗК), доставленные туда из Петербурга на двух контейнеровозах, «Мыс Дежнева» и «Андрей Осипов», в сопровождении ледокола и танкера.

В Антарктиде перевезли модули нового зимовочного комплекса | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Даже в обычных условиях перебросить за довольно короткий срок на такое огромное — более 1400 км — расстояние свыше полутора тысяч тонн груза непросто. Но ведь дело происходило вдали от обжитых мест. И маршрут у полярников пролегал по сложному заснеженному рельефу: в конечной точке пути, Центральной Антарктиде, толщина ледникового покрова достигает 3,7 км.

Словом, эту трассу, пролегающую между двумя полярными антарктическими станциями — «Прогресс» и «Восток», — без преувеличения, можно назвать самой трудной на планете.

Тем весомее результат логистической операции, в которой принимали участие 90 человек. Осуществили ее сотрудники Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) и подрядной компании «Запсибгазпром», которой и предстоит построить НЗК на Шестом континенте, в районе единственной отечественной внутриконтинентальной станции «Восток».

За минувший сезон полярники выполнили там 14 санно-гусеничных походов: девять в целом на этом маршруте и пять — от побережья бухты Тюленья, места выгрузки судов (где находится станция «Прогресс»), до двух топливных баз (на 550‑м и 110‑м километрах), обеспечивающих дозаправку техники. В общей сложности участники РАЭ преодолели более 30 тыс. км (для сравнения: расстояние от Петербурга до Владивостока по автотрассе составляет 9,6 тыс. км), отмечают представители ААНИИ.

В походах использовались 40 тягачей, пять мощных тракторов и шесть вездеходов «Бурлак». Кроме того, специально для этой операции были изготовлены увеличенные платформы на лыжном ходу длиной 12,2 метра и шириной 8,1 метра, каждая из которых способна перевозить свыше 60 тонн.

Львиная доля перевезенных грузов (1,2 тыс. тонн) — это материалы, блоки и конструкции, необходимые для строительства НЗК, который заменит прежний, давно устаревший. Проект нового комплекса, напомним, был представлен в 2019 году на заседании попечительского совета Русского географического общества. В августе 2020‑го подрядчик выполнил контрольную сборку этого современного дома зимовщиков в Гатчине на Опытном заводе строительных конструкций (наша газета об этом рассказывала).

А в декабре 2021‑го НЗК «Восток» был доставлен в Антарктиду. В собранном виде этот 140‑метровый комплекс (ширина его 13,5 метра, а высота — 17,5 метра) будет состоять из пяти модулей. В двух будут жить и работать зимовщики, в третьем разместятся дизель-генераторные установки, системы очистки и хранения воды. Остальные два блока — склад с резервным дизель-генератором и другим оборудованием, а также гараж для работающей в районе станции техники.

Общая площадь помещений НЗК, который будет стоять на опорах, составит почти 2 тыс. кв. метров. Его монтаж предполагается выполнить в течение трех лет, то есть за три следующих сезона.

«На протяжении последних двух лет по разработанной нашим институтом технологии велось послойное уплотнение снежной поверхности для подготовки фундамента, — рассказал директор ААНИИ профессор Александр Макаров. — С помощью крана на нем были установлены 36 трехметровых опор, закончен монтаж платформы-основания нового комплекса. И в будущем году планируем начать установку его модулей».

С наступлением полярной ночи станция «Восток» перешла на автономный режим работы, морозы резко усилились, и строительно-монтажные работы пришлось свернуть.


#Антарктида #полярники #груз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7132) от 21.03.2022 под заголовком ««Бурлаки» пришли на «Восток»».


Комментарии