Укрощение денег. Почему в России выросли цены на продукты?
По официальной статистике, реальные доходы населения за последние месяцы упали на 4,3%. Цены же на отдельные продукты в торговой рознице выросли от 20 до 40%. А цена на сахар так и вовсе подскочила чуть ли не в два раза. Что и стало причиной «ценовой взбучки», которую на прошлой неделе дал кабинету министров президент. Тут же были названы виновные: Минсельхоз, Минпромторг, Федеральная антимонопольная служба, Минэкономразвития и Росстат. И лично профильные вице-премьеры – Андрей Белоусов, Юрий Борисов, Виктория Абрамченко.
Фото Артема Геодакяна/ТАСС
Недобровольный договор
Правительство оперативно подсуетилось – провело переговоры с союзами производителей и розничными торговыми сетями. Поскольку больше всего беспокоили цены на упомянутый сахар и подсолнечное масло, то в срочном порядке были заключены соглашения между производителями этой продукции и торговыми сетями. Первые обязались удешевить поставки, вторые – самостоятельно ограничить цены.
Чтобы у торговли не было соблазна на свой лад диктовать понятие самостоятельности, правительство объявило ценовой ограничитель: предельная цена на сахар – 46 рублей за килограмм, на подсолнечное масло – 110 рублей за литр. И эти цены должны будут действовать до конца марта будущего года.
Отслеживать, как исполняются соглашения, в том числе уровень цен в сетях, будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на основе данных контрольно-кассовой техники и в дополнение к мониторингу, который осуществляет Росстат.
Отдельно рассматривался вопрос о хлебе и муке. Надо сказать, что критического повышения цен на нее в торговой рознице не наблюдалось. Во всяком случае в Петербурге. По данным Петростата, и в октябре, и в ноябре средняя стоимость муки в торговой рознице нашего города остановилась на отметке 47 рублей 87 копеек. А вот с начала года цена выросла на 6,5%.
Однако у экспертов рынка было вполне оправданное опасение: если зерно нового урожая в больших объемах пойдет на экспорт, то оно подорожает на внутреннем рынке, и, как следствие, вырастет в цене мука. Чтобы этого не случилось, в правительство внесен проект постановления о введении квоты на экспорт зерновых в размере 17,5 миллиона тонн. Кстати, нынешний урожай зерновых в России считают рекордным – 134 миллиона тонн.
Кроме того, разрабатываются меры, предусматривающие субсидии мукомолам на возмещение части затрат, связанных с приобретением продовольственной пшеницы, а хлебопекам – на приобретение муки.
Тут еще нелишним будет вспомнить, что до сих пор в России действует полузабытое постановление правительства № 530, принятое еще в 2008 году. В экстренных случаях оно позволяет устанавливать регулируемые цены на социально значимые товары на территории одного или нескольких субъектов на срок до 90 дней. При этом планка колебания цен установлена 30%. И этого было достаточно в те годы. Сейчас же очевидно, что эту планку надо снизить. По расчетам экспертов, теперь она должна быть не более 10% за месяц, без учета сезонных колебаний цен.
Но это все пока в теории. Вносить коррективы в давнее постановление может только правительство.
Была бы семечка...
Делаем открытие для не просвещенного пока обывателя: современное производство отечественного подсолнечного масла ориентировано прежде всего на экспорт.
Основным покупателем российского масла всегда была Турция (заметим: страна оливкового масла). На ее долю в разные годы последней пятилетки приходилось от 40 до 48% нашего экспорта. На втором месте – Египет с 10 – 12%. Дальше идут Узбекистан, Судан, Китай. Также в топ-10 стран-импортеров попали Саудовская Аравия, Азербайджан, Иран, Афганистан, Таджикистан. В структуре экспорта преобладает подсолнечное наливом – более 1 миллиона тонн. И еще 700 тысяч тонн – масло бутилированное.
А сырье для его производства добывается на российских полях. Общепризнанный факт: культурный масличный подсолнечник сформировался именно в России. Лучшее тому свидетельство – возделывание в Америке сортов российской селекции, таких как «Русский мамонт», «Русский гигант» и «Русский великан». История, ко всему прочему, хранит высказывание видного американского ботаника Чарльза Хезера: «Быстро распространившись по всей Европе, наибольшего успеха культура подсолнечника достигла только в России».
Хотя в самой России подсолнечник долгое время выращивали «для семечек» – для их лузганья. И для красоты, конечно, – как декоративное растение.
Нынешним летом на юге России и в Черноземье случилась засуха. Посевы подсолнечника серьезно пострадали. Урожай семечки оказался на 30 – 40% ниже среднемноголетних значений. Неурожайным выдался год и в других ведущих странах – производителях этой культуры. В частности, на Украине и в Канаде. После обнародования этого факта подсолнечное масло на международных биржах резко подскочило в цене. Что сразу отразилось и на внутренних ценах.
В торговой рознице Петербурга его стоимость была зафиксирована Петростатом на отметке 136 рублей 69 копеек. Всего лишь за месяц ценовая прибавка составила 11,2%. С начала года – 20,2%.
И все-таки ценовая политика в «подсолнечном» сегменте рынка определяется не только себестоимостью исходного сырья, операторами оптовой и розничной торговли. Многое зависит от того, по какой технологии выработано масло, залитое в бутылку. Ведь каждый технологический этап в переработке исходного сырья добавляет свою условную «копейку» в стоимость конечного продукта.
Другими словами, чем больше переработки, тем дороже продукт. И – парадокс! – тем ниже его биологическая ценность. Поэтому самым ценным всегда будет сырое подсолнечное масло, его еще называют «первым отжимом» – масло, которое подвергают только фильтрации. Поэтому оно самое полноценное, с ярко выраженным вкусом семечек подсолнуха.
В универсамах и супермаркетах такое масло практически не встречается. В Петербург его доставляют из южных регионов России от маслоделов-частников. Продают на сельскохозяйственных рынках и ярмарках. Вряд ли на такой продукт можно установить ценовой ограничитель 110 рублей за литр.
Кстати, подорожание майонеза тоже объясняется ростом цен на основной его ингредиент – подсолнечное масло. Подорожание маргарина и спредов раньше объяснялось тем же. Но с тех пор как «подсолнух» в них заменили на пальмовое масло, заметное подорожание стало обходить этот сегмент масложирового рынка. За тем редким исключением, когда в продукции по-прежнему используется натуральное подсолнечное масло.
Дождались!
Заглянем в архив нашей рубрики «Что – почем». Долго рыться не придется. Вот абзац из публикации, датированной январем нынешнего, еще не ушедшего года:
«Такого обрушения цены на сахарный песок давно не видели ни его производители, ни оптовики, ни розница. Соответственно, и для покупателя-обывателя нынешняя стоимость килограмма сахара – диво дивное. Петростат зафиксировал среднюю цену в торговой рознице: 31 рубль 94 копейки. Фактически же в большинстве сетевых супермаркетов экономкласса килограмм сахарного песка продается по 24 – 25 рублей».
И за весь предыдущий год именно этот продукт, по данным все того же Петростата, продемонстрировал самый высокий процент падения стоимости – 32,7%.
На протяжении четырех лет в России отмечались перепроизводство сахара и, соответственно, рост его запасов. К началу нынешнего года себестоимость производства у большинства предприятий составила 18 – 19 тысяч рублей за тонну. Продавать продукцию дешевле чем за 21 – 22 руб./кг для заводов означало работать себе в убыток. Поэтому некоторые предприятия вообще приостановили отгрузки сахара в ожидании роста цен.
И дождались! Летом цены пошли вверх. Это и понятно: сезон заготовок. Но вот наступил сентябрь – сахар прибавил в цене 4,2%. В октябре накинул уже более 18%. В ноябре, правда, фиксировалась такая же цена, как и месяцем раньше: 48 рублей 69 копеек за килограмм.
Сахарная свекла, как и подсолнечник, – культура техническая. Засушливое лето-2020 не дало шанса на хороший урожай всем техническим культурам. Кроме того, многие сельхозпроизводители еще и подсократили посевные площади под сахарной свеклой. Неурожай повышает себестоимость, а это тянет за собой сначала оптовые, а потом и розничные цены. Теперь сахарные заводы стремятся вернуться к рыночному балансу.
Игроки рынка между тем не устают напоминать: в России – рекордные запасы сахара. Нынешней осенью резервы достигли 1,3 миллиона тонн. С учетом текущих поставок это полностью обеспечит внутренний спрос. Дефицита не предвидится. А оптимальная цена в торговой рознице, как уже говорилось, определена властями: 46 рублей за килограмм.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6831) от 21.12.2020 под заголовком «Укрощение цен».
Комментарии