Тысяча и одно лакомство. Как развивается рынок восточных сладостей в России?

Известно, что одно только название некоторых видов съестного вызывает у человека активное слюноотделение. На первом месте в списке таких продуктов — лимон. На втором, по утверждению ученых, — халва. На третьем — все прочие восточные сладости. Вот такой интересный разворот: от абсолютно кислого до критически сладкого.

Тысяча и одно лакомство. Как развивается рынок восточных сладостей в России? | ФОТО Syed F Hashemi on Unsplash

ФОТО Syed F Hashemi on Unsplash

Без базара

«Какие ассоциации у вас вызывает само понятие «восточные сладости»?» — такой вопрос эксперты маркетинговой компании «Кондитер-ГИД» задавали соотечественникам дважды. Причем с разницей почти два десятилетия, когда подросло новое потребительское поколение.

Что же показали опросы? Во время первого опрашиваемые вспоминали, конечно, халву, нугу, рахат-лукум, пахлаву, козинаки, но с каким‑то конкретным лакомством понятие «восточные сладости» ассоциировалось мало у кого. Сладкоежки старшего поколения вышеозначенное понятие ассоциировали с… магазином. С тем самым специализированным магазином на Невском проспекте, который во времена тотального дефицита так и именовался «Восточные сладости» и поражал своими нескончаемыми очередями-толкучками.

Подростки ассоциировали понятие с детской телепередачей «Спокойной ночи, малыши!» тех времен, когда ее, передачу, вел молодой и усатый иллюзионист Амаяк Акопян, наряженный в восточный халат и чалму. И звали ряженого фокусника Рахат Лукумыч. И лишь небольшая часть респондентов акцентировали тогда внимание на восточных базарах с восточными же сладостями, которые довелось лицезреть и дегустировать самолично — в Турции, Египте, Тунисе и некоторых других странах, куда уже торили дорожки российские туроператоры.

В последнем же опросе потребительской аудитории вот такие знатоки восточных базаров со сладостями ушли в значительный перевес: 65 % от общего числа опрошенных. Меньше осталось тех, кто вспоминает магазин на Невском. Редко кто вытаскивает из памяти телевизионного Рахат Лукумыча… Но вот что осталось стабильным: из всех опрошенных — разновозрастных и разнополых сладко­ежек — восточным сладостям отдают предпочтение, как и в прежние годы, 28 % респондентов.

Наполнение своей «сладкой» корзины большинство из них начинает с халвы, потом идут нуга и лукум, добавляются зефир и пастила (увы, не все знают, что пастила никакая не восточная сладость, а самая что ни на есть российская. Наши предки впервые «сварили» ее еще в XIV веке).

Шахерезада с «русским акцентом»

Больших отличий пастилы от зефира нет. Кстати, и в товароведческом раскладе они находятся в одном сегменте. Классическая основа для приготовления того и другого: яблоки (или другие фрукты/ягоды), сахар, яичный белок. Заметные отличия только во внешнем виде. Пастила — это брусочки. Реже — пласт. Зефирная же масса в процессе готовки раскладывается по формам-половинкам («ракушка» или «пирожок»), потом готовые половинки обсыпают сахарной пудрой и склеивают между собой.

История же самого зефира — путаная-перепутаная. Даже место его рождения с точностью никто не назовет. В Греции скажут: «Наша сладость. Еще и божественная!». Там легенда с древних времен сохранилась. Будто бы бог западного ветра в знак своего хорошего отношения к людям подарил им рецепт божественного десерта. А звали того бога — Зефир, что в переводе означает «легкий ветерок».

В легендах осталось и то, что зефиром подкреплялся перед написанием очередного труда Аристотель. И будто бы сам Гиппократ после каждой тяжелой операции с помощью зефира восстанавливал физические и душевные силы.

Другие же легенды утверждают, что изобрели его все‑таки на Востоке вместе с нугой, рахат-лукумом и прочими тамошними сладостями.

Из стройных рядов восточных сладостей зефир несколько выбивается — уж слишком он прост по своему составу. Ведь по большому счету классические изделия Востока отличаются от кондитерки других стран мира наличием не только стандартных ингредиентов (сахара, муки, масла, яиц), но и множеством всяческих добавок (орехов в широчайшем ассортименте, сухофруктов, мака, различных пряностей).

Все восточные сладости кондитеры и товароведы разделяют на три большие группы. К первой относят мучные изделия — всевозможные печенья и пироги/пирожные на основе песочного, сдобного, слоеного или бисквитного теста. Среди них широко известные курабье и пахлава.

Во второй группе — изделия типа мягких конфет: нуга, косхалва (обычная халва в этой же группе), рахат-лукум, щербет, чурчхела, сливочное полено/колбаска. И еще целый ряд изделий, названия которых массовому российскому потребителю ничего, к сожалению, не скажут — ойла, алы, аланы, дайма-ойла… В этой же группе и сладости на фруктовой основе.

Наконец, третья группа — это кондитерские изделия типа карамели, среди которых широко известные козинаки и грильяж.

Дефицита восточных сладостей на «сладком» рынке Петербурга давно уже нет. Как, впрочем, нет и исконно восточных сладостей… Конечно, найти таковые в кафе и ресторанах, специализированных на восточной кухне, труда не составит. Есть и бутики восточных сладостей — эдакие «миры Шахерезады». Но массовому потребителю такие удовольствия не по карману.

Поэтому он ищет аналоги. Благо технологию производства восточных лакомств освоила отечественная кондитерская промышленность. Причем многие компании не отказали себе в удовольствии пригласить в качестве консультантов технологов-кондитеров из восточных стран. Чаще всего, по оценке экспертов, консультантами становились специалисты из Турции.

И вот любопытно: лет семь-восемь назад, когда производители-новички только ринулись на рынок, им пришлось столкнуться не только с технологическими проблемами, но и с сырьевыми. Оказывается, в восточных странах другой сахар, другие фисташки — для той же пахлавы надо брать сирийские, турецкие, африканские или калифорнийские орехи. А в России стоимость килограмма фисташек уже тогда перевалила за тысячу руб­лей. Понятно, что сырье по такой цене смог покупать не каждый.

Не удалось новичкам и освоить традиционные технологии производства, отточенные в течение столетий (!). В итоге одни сошли с дистанции, другие переквалифицировались в посредников по ввозу сладостей из восточных стран. Ну а третьи смогли удешевить производство, заменив ингредиенты на более дешевые — например, фисташки на арахис.

Можно, конечно, сказать, что такая замена портит, мол, реноме восточных сладостей. Но вряд ли осудят производителей покупатели-сладкоежки с тощим кошельком. Эксперты же называют подобные метаморфозы «русским акцентом».

Хвала халве

Каждый год в России производится 20 – 25 тысяч тонн восточных сладостей (без учета халвы). Это в среднем. Бывают годы взлета, бывают годы максимального падения, как 2019‑й. Тогда производство еле дотянуло до 13,6 тысячи тонн и падение по сравнению с годом предыдущим составило 43,3 %.

У халвы — своя статистика. Ее среднегодовое производство — 60 – 62 тысячи тонн. Привычный большинству наших сладкоежек продукт тоже имеет «русский акцент». В Россию эту восточную сладость долгое время доставляли из других стран купцы. И только в XIX веке ее стали готовить местные кондитеры, заменив дорогие орехи на семена подсолнечника. Самое первое производство наладил грек Кази на заводе в Одессе.

Рецепт же халвы «изначальной» придумали персы еще в V веке до нашей эры. Тогда же появились и мастера по ее приготовлению — кандалатчи. Так они именуются и сейчас. Потом сладость распространилась по всему Востоку, в каждой стране приобретая свой вкус. Но по‑прежнему лучшая халва, по признанию мировых экспертов, производится на родине этого продукта — в Иране.

Характерная особенность халвы — слоисто-волокнистая или тонко­волокнистая структура. Волокнистость получается благодаря добавлению карамельной массы. На этапе вымешивания она вытягивается в тонкие нити, которые обволакивают перетертое масличное сырье.

Отечественные стандарты и регламенты делят халву, в зависимости от использованного масличного сырья, на разновидности: подсолнечная, арахисовая, ореховая. В продаже можно встретить и тахинную халву. Название происходит от арабского слова «тахин» — так на Востоке называется кунжутная (сезамовая) паста. Другими словами, тахинная халва — кунжутный продукт.

Также в продаже можно встретить и халву из… муки. Такая сладость характерна, например, для кавказской кухни. В рецептуре продукта — смесь муки и сливочного масла (вместо маслосодержащих ядер). Получается калорийное блюдо, и совсем не халва в привычном ее понимании. Но наши производители навострились добавлять в муку масло семечек и выдавать конечный продукт за истинно подсол­нечную халву. Однако наличие муки в таком изделии остается доминирующим, и результат — эрзац на любителя.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в феврале повысились на 0,5 %. С начала года — на 2,4 %.

Плодоовощная продукция подорожала в среднем на 2,8 %. В частности, лук репчатый — на 19,3 %, бананы — на 16,8, морковь — на 12,2, помидоры — на 10,4, груши — на 8,9, виноград — на 8,2 %. При этом капуста белокочанная подешевела на 3,4 %.

Пельмени стали дороже на 4,7 %, кетчуп — на 3,3, сыры — на 3,1, сосиски, сардельки, консервы мясные — на 2,9, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки различных сортов — на 2,8, сметана — на 2,5 %. Снижение цен отмечалось на горох и фасоль — 6,8 %, кофе натуральный растворимый — 5,2, колбасу полукопченую и варено-копченую — 4,4, муку пшеничную — 4,3, соки фруктовые — 3,8, сахар-песок — 2,7 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах февраля составила 6439 рублей 73 копейки в расчете на месяц, что на 31 рубль 91 копейку больше, чем в январе.

Из бытовой техники и электроники телевизоры подешевели на 5,4 %, компьютеры планшетные — на 4,8, электрочайники — на 4,7, холодильники — на 3,7, миксеры, блендеры — на 2,7 % Рост цен наблюдался на плиты бытовые — 4,9 %, машины швейные — 3,8 %.

Из прочих непродовольственных товаров свежесрезанные цветы подорожали на 5,3 %, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары — на 1,4 %. При этом печатные издания подешевели на 3,4 %, пиломатериалы — на 2,7, мужская обувь — на 2,6, ювелирные изделия из золота — на 2,1 %.

В феврале стоимость услуг зарубежного туризма выросла на 10,8 %, услуг химчисток — на 2,6 %. При этом стоимость авиаперелетов снизилась на 4,6 %.

#еда #сладости #рынок #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7372) от 13.03.2023 под заголовком «Тысяча и одна сладость».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.