2Vtzqv4Hz9U

Цены на молочную продукцию в России вырастут

Грустное зрелище – стадо коров под палящим солнцем аномального лета. Остатки жухлой травы на лугу никак не могут возбудить аппетит унылых буренок. Животинку тянет в тень, где можно полежать, вздремнуть. Если бы не докучливые и сильно кусачие слепни... Одним словом – «му-у-ка».

Цены на молочную продукцию в России вырастут | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Кормушка без корма

Описать происходящее без пасторальных тонов попытались аналитики-прогнозисты, через информационные агентства донеся до граждан свои рассуждения. Их вердикт: «Не только люди переживают нелегкий период аномальной жары, но и животные. Они начинают меньше двигаться, меньше есть, снижаются надои, масса животных. Это естественным образом влечет за собой уменьшение производственных показателей и, как следствие, рост цен на эту продукцию».

Однако страдало от жары не все коровье царство. Для буренок, содержащихся в современных животноводческих комплексах –  с климат-контролем, регулярной кормежкой и всегда чистой водой в поилках, –  никакие променады по жарким лугам вообще не предусмотрены. У них вряд ли случится резкий обвал надоев, чреватый сокращением молочного производства. Да и мясного тоже.

Тем не менее даже при прежних объемах производства себестоимость молока и мяса увеличится. В частности, в молочном секторе –  более чем на 18%. Этот прогноз подтверждает главное продовольственное ведомство страны –  Минсельхоз. Причина: не очень удачно складывающаяся кормозаготовительная кампания.

Во многих регионах из-за припозднившейся весны и неспешного начала лета она стартовала позднее. Потом ударила жара, приостановившая рост кормовых культур, местами поля оказались попросту выжженными. Где-то даже был введен режим чрезвычайной ситуации. В итоге к середине июля кормов заготовили на 15% меньше, чем в то же время в прошлом году.

В целом, чтобы прокормить животных, «прописанных» в товаропроизводящих сельхозпредприятиях, –  а они были и остаются основными поставщиками молока и мяса на продовольственный рынок страны, –  надо, чтобы в закромах лежало более 31 миллиона тонн кормов. Сегодня этот объем едва дотягивает до 6 миллионов тонн, да и качество заготовленного оставляет желать лучшего.

Стратеги из Минсельхоза сейчас прорабатывают разные варианты наполнения кормушек. Но, как ни крутят, все ведет к удорожанию съестных припасов для буренок и, как следствие, к новому подъему цен на молоко. Кстати, и без того его себестоимость за последний год увеличилась в среднем на 17%.

Теперь наши животноводы всерьез опасаются, как бы из-за проблем с кормовой базой не пришлось сокращать поголовье буренок.

Овсяный эрзац

«Ура! Все будут пить НЕмолоко!» –  радуются вегетарианцы.

Да, такой продукт под громкие рекламные фанфары появился на прилавках крупных торговых сетей три с небольшим года назад. Основой для него стало растительное сырье, а само «немолоко» придумали специалисты широко известной компании, специализирующейся на производстве соков и пюре из фруктов и овощей.

Сначала она вывела на рынок продукт из овса. Потом –  из гречи и из риса. Компания недвусмысленно заявила, что хочет «отжать» у настоящих молочников 15% рынка. А может быть, и больше. Под столь амбициозные заявления «немолочники» подложили вполне обоснованный аргумент: натуральный растительный продукт может стать хорошей альтернативой традиционной продукции, разбодяженной «пальмой».

С тем, что на молочном рынке России много фальсификата, не стала бы спорить ни одна контролирующая инспекция. И молочники, скорее всего, молча потеснились бы, уступая место новоявленному конкуренту. Но уж слишком агрессивно повел себя последний. Настолько, что Национальному союзу производителей молока («Союзмолоко») пришлось искать защиты у Федеральной антимонопольной службы. Основной посыл его жалобы: реклама нового продукта напрочь дискредитирует само молоко, натуральный продукт. Охаивание увидели в слоганах «Вместо молока только польза!», «Уникальный продукт на растительной основе, не имеющий ничего общего с молоком».

«Благодаря» этому, писали заявители, у потребителя может сложиться ложное впечатление о натуральном молоке. Кроме того, на упаковке «НЕмолока» содержится информация об отсутствии ГМО, трансжиров и антибиотиков, –  стало быть, обычное молоко их содержит?!. Да, соглашаются молочники, в растительном продукте нет лактозы. Но и из цельного натурального молока сегодня производится безлактозная продукция.

Сейчас все это хоть и в недалеком, но прошлом. Худо-бедно молочники и немолочники примирились. Или сделали вид... «НЕмолоко» заняло место в списке самых успешных брендов на отечественном продовольственном рынке. И, похоже, навсегда прописалось на полках молочных (!) отделов супермаркетов.

Тем не менее не согласимся с утверждением вегетарианцев, что его-де теперь будут пить все. Все-таки растительное молоко –  продукт на любителя. Привкус все равно ощущается. Вспомним: точно также «ароматизировали» соевое псевдомолоко, появившееся на наших прилавках аж четверть века назад.

Идем дальше. Растительное молоко –  продукт дорогой. Стартовая цена в рознице –  85 рублей за литровый пакет, средняя –  99 рублей. При возможности приобрести литр обычного молока –  за 55 целковых. Правда, по скидочной акции, проводимой в любимом супермаркете.

На международном рыночном языке сегмент альтернатив молочной продукции именуется dairy alternative. Позиционируют эти «альтернативы» как продукты для здорового питания, а также ориентированные на веганов и вегетарианцев. В России растительные аналоги составляют пока 1% от продаж натурального молока. Хотя в литрах это немало: 1,7 миллиона в год.

Вряд ли в грядущем потребительском сезоне растительному молоку по стоимости удастся составить конкуренцию молоку настоящему, коровьему. Зерно нового урожая (сырье для производства «НЕмолока»), выращенного в условиях аномального лета, тоже имеет тенденцию к удорожанию.

Энергия хранения

Очень хотелось бы увидеть-услышать в ценовых продовольственных прогнозах хоть какие-то оптимистические нотки. Но аналитики-прогнозисты не очень-то радуют. Расписали по пунктам, какие продукты будут дорожать из-за аномальной летней жары. И что же кроме молока?..

Хоть наше питерское лето и перестало изображать из себя пустыню Сахара, пока что продолжат расти в цене безалкогольные прохладительные напитки и пиво. Пытливый взгляд потребителя отметил некие «проплешины» на товарных выкладках этой продукции в супермаркетах. Явный намек на превышение спроса над предложением. Вот такие «проплешины» могут провоцировать подорожание товара.

Еще одна группа товаров, где трудно удерживать цены, –  замороженные полуфабрикаты.

Для их хранения и перевозки требуется больше энергии. Холодильные камеры забирают максимум ресурсов, чтобы поддерживать необходимую температуру. Не всегда холодильники справлялись в аномальной жаре. Выход из строя магазинных рефрижераторов фиксировали на своих смартфонах даже обыватели, выкладывая в соцсети «аварии» подобного рода. Производителю приходится компенсировать понесенные убытки за счет повышения стоимости новой партии продукции.

Насколько кошельки россиян опустошаются после посещения продовольственных магазинов, попытались выяснить эксперты аналитического центра «Синергия».

Выяснили –  дословно: «Около 60% граждан России отдают за продукты примерно половину своего ежемесячного дохода... У 16% на питание уходит почти весь заработок, а у 14,8% –  примерно треть».

Абсолютное большинство россиян –  96% –  обратили внимание на рост продуктовых цен именно в последние месяцы. По их мнению, заметнее всего подорожали овощи, фрукты, молочная продукция, мясо и растительные масла. В меньшей степени обыватель ощутил подорожание рыбы, сахара (пик роста цен на него уже прошел), крупяных и макаронных изделий.

Но –  любопытный нюанс. Многие любители молочных продуктов (настоящих, а не псевдо!) подметили: цены на кефир и подобные ему кисломолочные товары оставались достаточно стабильными. При этом маркетинговые службы торговых сетей отметили рост спроса на кефир малой жирности –  в самый разгар аномально жаркого лета.


#молоко #продовольствие #новости

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6973) от 26.07.2021 под заголовком ««Поджаренное» молоко».


Комментарии