Труд заключенных будут использовать на стройках или в сфере ЖКХ

Идея директора Федеральной службы исполнения наказаний Александра Калашникова использовать труд заключенных на стройках (например, на БАМе) или в сфере ЖКХ во время отбывания срока наказания сейчас находится в центре внимания многих экспертов и заинтересованных ведомств. Возникла она из-за дефицита рабочих рук после отъезда на родину многих мигрантов, но заменят ли их заключенные? И так ли безопасно нахождение арестантов на свободе для граждан?

Труд заключенных будут использовать на стройках или в сфере ЖКХ  | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Инициативу ФСИН уже поддержали глава Минюста Константин Чуйченко, уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, бизнес-омбудсмен Борис Титов. Правда, по мнению главы Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерия Фадеева, высказанному недавно на пресс-конференции в ТАСС, мигрантов не заменить: их в России несколько миллионов (до семи), а заключенных, подпадающих под действие предлагаемой инициативы, — около 200 тысяч. Также он не согласен с теми, кто тут же вспомнил о ГУЛАГе. «Никакого отношения, кроме эмоционального, к предложению ФСИН это не имеет. Однако ФСИН должна предъявить тщательно проработанный проект», — заявил Фадеев.

Он подчеркнул, что СПЧ обсуждает предложение Федеральной службы исполнения наказаний с точки зрения прав тех, кто встал на путь исправления, «кто хочет своим трудом получить как можно быстрее возможность выйти по УДО, кто хочет компенсировать ущерб пострадавшим».

Россияне, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, в основном идею поддерживают, но многие опасаются насчет безопасности, мол, это же преступники. Так что, считают в СПЧ, необходимо обеспечить абсолютную безопасность граждан, которые проживают в населенных пунктах, где будут работать осужденные.

Член СПЧ Андрей Бабушкин напомнил, что и сейчас во ФСИН осужденные привлекаются к труду в самих местах заключения, также исправительные и обязательные работы отбываются по месту жительства, а в 2017 году появились принудительные работы в исправительных центрах для тех, кто перестал быть опасным для общества и государства. По мнению Бабушкина, предложение ФСИН носит гуманный характер — люди будут находиться ближе к дому, получать более высокую зарплату, работать по имеющимся у них профессиям или получать новые профессии и находиться при более мягких режимных ограничениях. Такие осужденные смогут встречаться с родными и даже пользоваться мобильным. Правозащитник также уточнил, что идея не подпадает под конвенцию Международной организации труда о запрете принудительного труда, поскольку, согласно конвенции, труд, назначенный по приговору суда, не является принудительным.

Однако, отметила на пресс-конференции член СПЧ Ева Меркачева, это должен быть исключительно добровольный труд, только по заявлению заключенного. И у него должно быть право вернуться в колонию или перейти к другому работодателю. Сейчас человек, отбывающий наказание в исправительном центре, может вернуться в колонию только через взыскание, например, за то, что напился.

Более того, именно заключенный, а не исправительный центр мог бы подписывать договор с предприятием. На таких работах, уверена Меркачева, человек будет социализироваться, вероятно, сможет и после освобождения продолжать работать на этом предприятии — как известно, бывшим заключенным сложно бывает трудоустроиться. После исправительных центров, добавил Андрей Бабушкин, очень низкий рецидив, чаще всего люди хотят вести законопослушный образ жизни.

В целом члены Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека поддержали инициативу ФСИН по использованию труда осужденных. Однако правозащитники считают одним из важнейших условий ее реализации общественный контроль, в том числе беспрепятственный допуск членов СПЧ в исправительные центры.



#заключенные #труд #наказание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6945) от 16.06.2021 под заголовком «Зачем ФСИН труд заключенных».


Комментарии