Требуются завтра. В Петербурге обсудили, что мешает учить «профессиям будущего»

В городе прошел двухнедельный VII открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы», или WorldSkills Russia. 130 с лишним направлений, каждое четвертое относилось к Future Skills, или «Фьюче скиллс», или «Профессиям будущего». Парадокс в том, что эти навыки на то и «будущего», что сейчас не так и востребованы, а учить им нужно сегодня. На площадке «Точка кипения — Санкт-Петербург. ГУАП» эксперты обсуждали перспективы.

Требуются завтра. В Петербурге обсудили, что мешает учить «профессиям будущего» | В компетенции «Инженерия космических систем» нужно сконструировать спутник. / Фото предоставлено пресс-службой ГУАП

В компетенции «Инженерия космических систем» нужно сконструировать спутник. / Фото предоставлено пресс-службой ГУАП

Чему учить?

Международной инициативе WorldSkills больше 60 лет, ее задача — внедрять общие стандарты в ­систему профобразования. Чтобы испанский сварщик/повар/айтишник был равно умел с румынским, немецким, русским и так далее.

У WorldSkills есть своя зрелищная олимпиада, где юные-молодые состязаются в профессиональном ­мастерстве. Состязания — красивый локомотив, который тащит за собой тяжелые неповоротливые вагоны — национальные системы профессионального образования.

Россия примкнула к движению в 2012 году. «Ворлдскиллс Россия» (или «Молодые профессионалы») проводит чемпионаты внутри страны, победители представляют ее на международных состязаниях.

Сама «Ворлдскиллс Россия» инициировала новое направление — Future Skills. Как объяснял его руководитель Константин Кайсин, если «Ворлдскиллс» — больше подготовка профессионалов под заказ работодателя, то «Фьюче скиллс» — запрос, который на рынке только наметился:

Признаем: некоторые навыки пока востребованы не массово или в узких секторах. Но ими нужно заниматься уже сегодня.

Фокус в том, что надо понять, какие технологии появятся, каких навыков потребуют и как им учить.

Подтолкнуть в сторону будущего

«Весьма неопределенные перспективы для рынка труда», — говорилось в докладе «Будущее рабочих мест», подготовленном к Всемирному экономическому форуму в 2020 году. Уже понятно, что его придется корректировать, но и создавался доклад в непрос­тые времена: пандемийные карантины, глобальная рецессия. Однако эксперты полагали, что эти трудности хоть и болезненно толк­нули сферу труда, но все же в направлении будущего.

Например, интерес к облачным вычислениям и анализу больших данных дополнился интересом еще и к шифрованию, негуманоидным роботам и искусственному интеллекту.

К 2025 году машины будут работать столько же, сколько люди, если считать в часах. Когда пугают «смертью профессий», обычно тут же ободряют: уволенный обучится какому‑нибудь новорожденному ремеслу. Условно, с исчезновением газовых фонарей фонарщик переучится на электрика. Рабочих мест «завтрашнего дня» будет больше, чем исчезнувших, — другое дело, что, согласно докладу, сейчас «создание рабочих мест замедляется, а сокращение ускоряется».

Через три-четыре года машины нас потеснят с 85 млн мировых рабочих мест. А нам надо обзавестись умениями и навыками, которые позволят наняться на одно из 97 млн вновь появившихся. И требования к компетенциям возрастают на все более ранних ступеньках образования. Самый простой пример: ­программированию поначалу обучали в вузах, сейчас — в школах.

Почти 40% работников потребуется переподготовка, причем быстрая. «Пробелы в навыках по‑прежнему высоки», — сообщает доклад. Среди навыков, которые крайне понадобятся, не только очевидные вроде цифровых. Но и, например, критическое мышление, ­стрессоустойчивость, готовность постоянно учиться. Они, конечно, всегда нужны, но эксперты клонят к тому, что навыки будут не «желательны», а «позарез».

Исследование охватывало 26 развитых и развивающихся стран, так что это в «среднем по больнице», но направления понятны.

Индустрия скажет, кого не хватает

Впервые компетенции Future Skills были представлены на мировой арене в 2019 году, когда международный финал «Ворлдскиллс» принимала Казань.

Среди этих компетенций будущего есть, например, «Цифровой ­модельер»: должен проектировать одежду в виртуальной среде. Или «Роботизированная сварка» с помощью роботов-манипуляторов. Или «Инженерия космических систем»: на соревнованиях по этой компетенции конкурсанты создают искусственный спутник для дистанционного зондирования, так что нужны навыки в баллистике и навигации, 3D-моделировании, радиотехнике, программировании и т. д.

Вузы разрабатывают компетенции вместе с индустриальными ­партнерами. Например, «Умное качество» — плод труда специалистов ГУАП, «Радар ммс» и петербургского филиала «Тойота Мотор». Как говорит разработчик компетенции Александр Чабаненко, доцент кафедры инноватики и интегрированных систем качества, «человек, который следит за качеством на производстве, уже не бегает с молоточком, а смотрит на большие экраны, где обрабатываются большие данные. Он выступает в роли оператора производственной линии, которая в большой степени уже сама сообщает, что с ней происходит и что надо сделать».

Мало создать новую технологию и передать ее заказчикам. Надо, чтобы были кадры, которые будут эту технологию грамотно эксплуатировать, — отмечает Сергей Галкин, руководитель направления по работе с партнерами и образовательными учреждениями «Сименса». — Для этого надо повысить качество выпускников, и я бы не сильно разделял высшее и среднее профессиональное образование.

Руководитель образовательных программ компании «Кейсат Текнолоджиз» Александр Шовегин советует производственникам не пренебрегать возможностями учреждений профобразования. У производств обычно «руки заняты», не отвлечься от производственного процесса. А учреждения профобразования могут себе позволить понаблюдать за появлением новых технологий:

Например, сейчас массово монтируются вышки для связи 5G, а мы уже работаем над измерительным оборудованием для связи 6G, и понятно, какие компетенции будут востребованы.

Именно индустрия сказала, что не хватает компетенций в промышленной безопасности, — говорит разработчик дисциплины «Техносферная безопасность» ­Александра Смирнова, старший преподаватель той же кафедры инноватики ГУАП.

Сейчас эти новые компетенции (плюс еще одна, «Экспортная деятельность», разработанная доцентом Татьяной Колесниковой) — кандидаты в «олимпийские дисциплины», их в порядке тренировки пока испытают на местных открытых чемпионатах «Ворлдскиллс».

Средство от эпидемии выгорания

Представители системы образования уже набрали достаточно опыта, чтобы обозначить «сложные моменты» внедрения «будущего в настоящее». Ректор ГУАП Юлия Антохина отметила, что новшества даются профессорско-преподавательскому составу непросто, во многом надо себя переламывать.

Директор Петровского колледжа Елена Васина поддержала уже со стороны среднего профобразования: сложности не только психологические, но и вполне себе материальные.

Во-первых, для освоения «навыков будущего» образовательному учреждению и учебное оборудование нужно «из будущего» — точнее, оно есть, но не положено по образовательным стандартам. Соответственно, колледж может купить его только на заработанные средства. Но не каждый зарабатывает для этого, мягко говоря, достаточно.

Во-вторых, «Фьюче скиллс» — высокотехнологичное направление, а труд преподавателей с такими знаниями ценится высоко. В смысле дорого.

В-третьих, нужно найти время на обучение новым компетенциям. Что‑то из Интернета вещей, положим, можно внедрить в айтишные уроки. А если что‑то помудренее, придется изыскивать время за пределами учебных часов.

Словом, головной боли немало. Однако есть и своего рода терапевтический эффект, отмечают эксперты. Говорят, четкое представление о том, где нам понадобятся новые компетенции и какие, «позволяет бороться с современной эпиде­мией выгорания». Выгорание наступает, когда не понимаешь, куда идти. А когда понимаешь — «видеть себя в завтрашнем дне значительно проще».

Из почты

Чистота и безопасность без финансовой нагрузки

Здравствуйте, уважаемая газета «Санкт-Петербургские ведомости»!

Спасибо за регулярное, внимательное и объективное освещение ситуации с коммунальным хозяйством нашего города. Да, ситуация с обслуживанием жилых домов очень неоднозначная. Уверены, к вам потоком поступают жалобы горожан на отвратительную работу управляющих компаний. И именно на этом фоне считаем важным привести пример другой — отличной и безупречной — заботы о доме. Мы говорим о своем доме: простой панельной двенадцатиэтажке № 25 по Рыбацкому проспекту. В нашем доме живут и коренные ленинградцы, и недавние петербуржцы. И все как один говорят: наш дом лучший. И действительно, мы не знаем, что такое вонь и наркоманы в парадных, сломанные изгаженные лифты, разбитые лампочки на лестнице и другие беды брошенной, неухоженной многоэтажки. Наоборот, нам повезло жить в доме, где облагораживают и регулярно чистят палисадник под окнами, без перебоев вывозится мусор и никогда не забит мусоропровод, где чистые и охраняемые консьержами парадные и всегда работающие лифты. В наших парадных чисто, светло и без­опасно. При этом финансовая нагрузка на жильцов минимальна и сбалансирована.

Все это уже много лет существует благодаря правлению нашего ЖСК-1293, его членам и особенно председателю Надежде Николаевне Колпаковой.

Выражаем благодарность правлению и его председателю за их благородную работу по заботе о доме.

Жильцы дома №25 по Рыбацкому проспекту

#чемпионат #профессии #обсуждение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7127) от 14.03.2022 под заголовком «Требуются завтра».


Комментарии