Теплоход «Мыс Дежнев» доставит НЗК станции «Восток» в Антарктиду
Капитан теплохода Александр Шкета сообщил по рации о готовности экипажа начать дальний поход. «Отдать швартовы!» – распорядился глава Минприроды РФ Александр Козлов, прибывший в Петербург для участия в этом мероприятии. На груженном под завязку судне «Мыс Дежнев» зашумели винты, и оно медленно отошло от причала «Петролеспорта» (катер-буксировщик «Сестрорецк» помог ему развернуться), чтобы выйти в балтийские воды и взять курс на Антарктиду. Это вторая попытка отправить туда упакованные в контейнеры модули нового зимовочного комплекса (НЗК), предназначенного для российской полярной станции «Восток». Давно, между прочим, готового...
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Что такое не везет, полярники знают. Этот груз, предназначенный для единственной внутриконтинентальной научной станции России на Шестом континенте, они готовились принять в прошлом году. Увы, не дождались.
Отплыв из Петербурга в этом направлении, атомный лихтеровоз «Севморпуть» с теми же контейнерами на борту встал в Атлантическом океане недалеко от ангольских берегов: вышла из строя одна из четырех лопастей ходового винта. И хотя водолазы, плывшие с экипажем, ее демонтировали, было принято решение вернуть судно с атомной установкой в родные края.
Оно бы ничего – в море всякое случается. Только доставку ценного для полярной науки груза пришлось отложить на год. Это привело к удорожанию и без того недешевого проекта. Да и транспортные издержки – полбеды. Пришлось вернуть груз на заводскую площадку под Гатчиной, где собирали все элементы НЗК, – что тоже влетело в копеечку. После того как они побывали в тропиках и вернулись, кое-где на них образовался конденсат, и за год некоторые детали могли обрести ржавый налет. Поэтому перед отправкой тщательно проверили состояние груза...
Но, как бы там ни было, амбициозный проект, вошедший отдельным пунктом в стратегию развития деятельности РФ в Антарктиде до 2030 года, двинулся дальше. Почему это важно? Вклад российских ученых в мировую копилку знаний, связанных с климатическими и другими исследованиями на этом материке, трудно переоценить. Однако условия, в которых они живут и работают, – прошлый век. Точнее, его середина.
Станция «Восток» была основана в 1957 году и продолжает служить после капремонтов поныне – тесноватая, занесенная по макушку снегами. Заменить ее должен современный комплекс, построенный в рамках государственно-частного партнерства: деньги в проект вложил крупный бизнес. Наша газета уже знакомила читателей с этой конструкцией, и все же беглыми штрихами обрисуем ее облик.
В собранном виде НЗК представляет собой пять соединенных переходами блоков. Они будут возвышаться на трехметровых опорах, чтобы выравнивать модули, если придется, и не допускать снежных заносов. Протяженность этого полярного городка высотой с шестиэтажный дом – 140 метров, а общая площадь его помещений (жилье, зоны отдыха, лаборатории, склады) составит без малого 2 тыс. кв. метров.
Заказчиком комплекса выступил Росгидромет, в состав которого входит Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), организующий экспедиции в полярные регионы. Как рассказал глава этой федеральной службы по гидрометеорологии Игорь Шумаков, в зимовочных апартаментах смогут комфортно жить и работать в хорошо оснащенных лабораториях 35 сезонных исследователей, которых будут сменять 15 зимовщиков. Куда больше, чем прежде.
Кроме того, там применено экологически чистое оборудование, чтобы не оставлять на самом чистом в мире континенте ни малейшей частички грязи. Система отопления с использованием рекуперации энергии позволит бережно ее экономить – несмотря на двухлетний запас топлива. При этом все системы на НЗК «Восток» имеют двойное, а то и тройное резервирование, чтобы свести до нуля возможные риски.
Да, в Антарктиде есть зарубежные научные стационары, где полярники живут в таком же комфорте: к примеру, франко-итальянская круглогодичная станция «Конкордия», построенная в 2005 году. Она находится на высоте 3,2 км над уровнем моря, где воздух сильно разряжен, отчего люди пребывают в состоянии гипоксии, то есть кислородного голодания.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Однако российская станция «Восток» расположена выше (3,5 км), где еще более разряженный воздух, – в районе рекордно низких, до минус 88,3 градуса, температур и шквальных ветров. А в таких условиях подобные объекты никто прежде не строил, пояснил корреспонденту «СПб ведомостей» Александр Клепиков, заместитель директора ААНИИ – начальник Российской антарктической экспедиции.
Как будет идти строительство этого комплекса, «распавшегося» перед отправкой на 133 части, большинство из которых вместились в 40-футовые морские контейнеры? Ход предстоящих работ – как и транспортировка грузов – расписан буквально по дням.
Подхватив две трети контейнеров, «Мыс Дежнев» отправился в сторону Южного океана – к Антарктиде, рассчитывая взять по пути в Кейптауне пять тягачей, каждый из которых способен поднимать более 70 тонн. 15 сентября тот же петербургский причал покинет теплоход «Александр Осипов» с оставшейся частью «восточного» груза (общий вес модулей – 6,7 тыс. тонн) на борту.
А в конце сентября из Владивостока и Находки выйдут в путь ледокол «Капитан Хлебников» и танкер «Ярослав Мудрый». Последний повезет топливо особой марки «Арктик плюс» для машин и механизмов, не замерзающее при крайне низких температурах.
Встретившись в контрольной точке – 200 миль от полярной станции «Прогресс», четыре судна достигнут затем бухты Тала, находящейся в районе этой береговой станции. Что случится, по графику, 1 ноября. Для прохода контейнеровозов «Хлебников» пробьет во льдах канал. Но разгружаться они будут не вместе, а с десятидневным промежутком, чтобы обеспечить безопасность грузовых операций, рассказали журналистам.
Между тем к приходу судов полярники подготовят у бухты Тала площадку размером 250 на 1000 метров: очищенный от снега и вымороженный для прочности припайный (береговой) лед. И не дожидаясь окончания разгрузки, начнут перевозить контейнеры. Что тоже непросто: расстояние от кромки льда до станции «Прогресс», куда нужно доставить груз (самый тяжелый элемент НЗК весит 40 тонн), – около 12 км, а от нее к конечной точке маршрута – почти 1,5 тыс. км. И это не залитая асфальтом ровная трасса, а дорога с очень сложным рельефом.
Санный поезд, который пойдет этим путем, будет состоять из тягачей (всего их там 45) и нескольких вездеходов, и до февраля предстоит совершить три таких перехода. По словам директора ААНИИ Александра Макарова, для монтажа НЗК на станции «Восток» еще в прошлый сезон полярники приготовили снежную платформу высотой два метра. Осталось уплотнить этот фундамент, по которому скоро начнет раскатывать тяжелая техника.
В монтаже намечается задействовать 60 человек – они будут жить во временном жилом комплексе. Но когда температура упадет до критических отметок, работы придется свернуть, и в конце февраля принадлежащее ААНИИ научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» увезет строителей со станции «Прогресс». Через год, в следующий летний для Антарктиды сезон, строительство продолжится, и в 2024 году НЗК «Восток» примет первых постояльцев. Тем самым будет открыта новая страница в истории российского присутствия в Антарктиде.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7006) от 09.09.2021 под заголовком ««Восток» отправился на юг».
Комментарии