Теплоход «Мыс Дежнев» доставит НЗК станции «Восток» в Антарктиду

Капитан теплохода Александр Шкета сообщил по рации о готовности экипажа начать дальний поход. «Отдать швартовы!» – распорядился глава Минприроды РФ Александр Козлов, прибывший в Петербург для участия в этом мероприятии. На груженном под завязку судне «Мыс Дежнев» зашумели винты, и оно медленно отошло от причала «Петролеспорта» (катер-буксировщик «Сестрорецк» помог ему развернуться), чтобы выйти в балтийские воды и взять курс на Антарктиду. Это вторая попытка отправить туда упакованные в контейнеры модули нового зимовочного комплекса (НЗК), предназначенного для российской полярной станции «Восток». Давно, между прочим, готового...

Теплоход «Мыс Дежнев» доставит НЗК станции «Восток» в Антарктиду  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Что такое не везет, полярники знают. Этот груз, предназначенный для единственной внутриконтинентальной научной станции России на Шестом континенте, они готовились принять в прошлом году. Увы, не дождались.

Отплыв из Петербурга в этом направлении, атомный лихтеровоз «Севморпуть» с теми же контейнерами на борту встал в Атлантическом океане недалеко от ангольских берегов: вышла из строя одна из четырех лопастей ходового винта. И хотя водолазы, плывшие с экипажем, ее демонтировали, было принято решение вернуть судно с атомной установкой в родные края.

Оно бы ничего – в море всякое случается. Только доставку ценного для полярной науки груза пришлось отложить на год. Это привело к удорожанию и без того недешевого проекта. Да и транспортные издержки – полбеды. Пришлось вернуть груз на заводскую площадку под Гатчиной, где собирали все элементы НЗК, – что тоже влетело в копеечку. После того как они побывали в тропиках и вернулись, кое-где на них образовался конденсат, и за год некоторые детали могли обрести ржавый налет. Поэтому перед отправкой тщательно проверили состояние груза...

Но, как бы там ни было, амбициозный проект, вошедший отдельным пунктом в стратегию развития деятельности РФ в Антарктиде до 2030 года, двинулся дальше. Почему это важно? Вклад российских ученых в мировую копилку знаний, связанных с климатическими и другими исследованиями на этом материке, трудно переоценить. Однако условия, в которых они живут и работают, – прошлый век. Точнее, его середина.

Станция «Восток» была основана в 1957 году и продолжает служить после капремонтов поныне – тесноватая, занесенная по макушку снегами. Заменить ее должен современный комплекс, построенный в рамках государственно-частного партнерства: деньги в проект вложил крупный бизнес. Наша газета уже знакомила читателей с этой конструкцией, и все же беглыми штрихами обрисуем ее облик.

В собранном виде НЗК представляет собой пять соединенных переходами блоков. Они будут возвышаться на трехметровых опорах, чтобы выравнивать модули, если придется, и не допускать снежных заносов. Протяженность этого полярного городка высотой с шестиэтажный дом – 140 метров, а общая площадь его помещений (жилье, зоны отдыха, лаборатории, склады) составит без малого 2 тыс. кв. метров.

Заказчиком комплекса выступил Росгидромет, в состав которого входит Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), организующий экспедиции в полярные регионы. Как рассказал глава этой федеральной службы по гидрометеорологии Игорь Шумаков, в зимовочных апартаментах смогут комфортно жить и работать в хорошо оснащенных лабораториях 35 сезонных исследователей, которых будут сменять 15 зимовщиков. Куда больше, чем прежде.

Кроме того, там применено экологически чистое оборудование, чтобы не оставлять на самом чистом в мире континенте ни малейшей частички грязи. Система отопления с использованием рекуперации энергии позволит бережно ее экономить – несмотря на двухлетний запас топлива. При этом все системы на НЗК «Восток» имеют двойное, а то и тройное резервирование, чтобы свести до нуля возможные риски.

Да, в Антарктиде есть зарубежные научные стационары, где полярники живут в таком же комфорте: к примеру, франко-итальянская круглогодичная станция «Конкордия», построенная в 2005 году. Она находится на высоте 3,2 км над уровнем моря, где воздух сильно разряжен, отчего люди пребывают в состоянии гипоксии, то есть кислородного голодания.

МодульАрктика1_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Однако российская станция «Восток» расположена выше (3,5 км), где еще более разряженный воздух, – в районе рекордно низких, до минус 88,3 градуса, температур и шквальных ветров. А в таких условиях подобные объекты никто прежде не строил, пояснил корреспонденту «СПб ведомостей» Александр Клепиков, заместитель директора ААНИИ – начальник Российской антарктической экспедиции.

Как будет идти строительство этого комплекса, «распавшегося» перед отправкой на 133 части, большинство из которых вместились в 40-футовые морские контейнеры? Ход предстоящих работ – как и транспортировка грузов – расписан буквально по дням.

Подхватив две трети контейнеров, «Мыс Дежнев» отправился в сторону Южного океана – к Антарктиде, рассчитывая взять по пути в Кейптауне пять тягачей, каждый из которых способен поднимать более 70 тонн. 15 сентября тот же петербургский причал покинет теплоход «Александр Осипов» с оставшейся частью «восточного» груза (общий вес модулей – 6,7 тыс. тонн) на борту.

А в конце сентября из Владивостока и Находки выйдут в путь ледокол «Капитан Хлебников» и танкер «Ярослав Мудрый». Последний повезет топливо особой марки «Арктик плюс» для машин и механизмов, не замерзающее при крайне низких температурах.

Встретившись в контрольной точке – 200 миль от полярной станции «Прогресс», четыре судна достигнут затем бухты Тала, находящейся в районе этой береговой станции. Что случится, по графику, 1 ноября. Для прохода контейнеровозов «Хлебников» пробьет во льдах канал. Но разгружаться они будут не вместе, а с десятидневным промежутком, чтобы обеспечить безопасность грузовых операций, рассказали журналистам.

Между тем к приходу судов полярники подготовят у бухты Тала площадку размером 250 на 1000 метров: очищенный от снега и вымороженный для прочности припайный (береговой) лед. И не дожидаясь окончания разгрузки, начнут перевозить контейнеры. Что тоже непросто: расстояние от кромки льда до станции «Прогресс», куда нужно доставить груз (самый тяжелый элемент НЗК весит 40 тонн), – около 12 км, а от нее к конечной точке маршрута – почти 1,5 тыс. км. И это не залитая асфальтом ровная трасса, а дорога с очень сложным рельефом.

Санный поезд, который пойдет этим путем, будет состоять из тягачей (всего их там 45) и нескольких вездеходов, и до февраля предстоит совершить три таких перехода. По словам директора ААНИИ Александра Макарова, для монтажа НЗК на станции «Восток» еще в прошлый сезон полярники приготовили снежную платформу высотой два метра. Осталось уплотнить этот фундамент, по которому скоро начнет раскатывать тяжелая техника.

В монтаже намечается задействовать 60 человек – они будут жить во временном жилом комплексе. Но когда температура упадет до критических отметок, работы придется свернуть, и в конце февраля принадлежащее ААНИИ научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» увезет строителей со станции «Прогресс». Через год, в следующий летний для Антарктиды сезон, строительство продолжится, и в 2024 году НЗК «Восток» примет первых постояльцев. Тем самым будет открыта новая страница в истории российского присутствия в Антарктиде.

#Антарктида #теплоход #судно

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7006) от 09.09.2021 под заголовком ««Восток» отправился на юг».


Комментарии