Стихи Русского Севера. Места, которые вдохновляли Николая Рубцова
Прошлым летом фотограф и путешественник Евгений Лучин, сотрудник библиотеки имени Николая Рубцова, прошел на байдарке от Вологды до Емецка. Расстояние более тысячи километров он преодолел примерно за месяц.
Это первый в стране памятник Николаю Рубцову. Он появился в Тотьме в 1985 году, а его автор — московский скульптор Вячеслав Клыков./ФОТО Евгения ЛУЧИНА
Ничего особенно экстремального в этом путешествии не было, поскольку у Евгения уже большой опыт подобных экспедиций. Но этот поход — особенный: он был посвящен местам, связанным с жизнью и творчеством поэта Николая Рубцова. А главными инструментами в руках Евгения были фотоаппарат и видеокамера.
— Туризмом и фотографированием увлекаюсь много лет, еще со школы, а теперь веду в соцсетях сообщество «Туристскими тропами», — рассказывает путешественник. — Я всегда старался найти общую идею, которая бы объединяла два моих увлечения, придавая им особенный смысл. Такой идеей для меня стала личность сначала Михаила Пришвина, а потом Николая Рубцова…
Долины рек Северная Двина, Сухона, Вологда — как будто бы линия жизни Рубцова, которого писатель Федор Абрамов называл блистательной надеждой русской поэзии. В селе Емецк под Архангельском Рубцов родился, в деревне Никольская на берегу реки Толшмы прошло его детство, а в более поздние годы на берегу этой небольшой речки он создал свои лучшие стихи. В Тотьме учился в лесотехническом техникуме. А в Вологде жил последние годы.
Стихов, которые можно назвать «вологодскими», у поэта немного. Но, как отмечают исследователи, они более радостные и светлые, чем ленинградские или московские…
— В ходе экспедиций я попытался посмотреть на Русский Север глазами Николая Рубцова, — говорит Евгений Лучин. — Когда проходил на байдарке мимо русских деревень, до сих пор хранящих патриархальный облик, мне иногда казалось, что в моей голове как будто бы сами собой звучат строки Николая Рубцова. «И только церковь под грозой молчала набожно и свято…».
Фотограф попытался рассказать о своих походах так, чтобы это было интересно не только ему, но и широкой публике. Так родилась выставка «Плыть, плыть, плыть…», которая в нынешнем марте прошла в библиотеке имени Рубцова на улице Шотмана. Она стала одним из событий фестиваля «Звезда полей горит, не угасая…», посвященного 25‑летию присвоения библиотеке имени Николая Рубцова.
На выставке больше двух десятков художественных фотографий, к каждой из которых подобрана цитата из стихов Рубцова… За некоторыми снимками нынешней зимой Лучин специально ездил в Архангельск. А какие‑то кадры — из прежних походов на Белое море, в Карелию, на Ладогу.
Некоторые фотографии могут показаться кому‑то весьма непритязательными, но в каждой из них действительно есть рубцовское настроение. Сумерки, простой дом в заснеженной деревне… «Спасибо, скромный русский огонек, // За то, что ты в предчувствии тревожном // Горишь для тех, кто в поле бездорожном // От всех друзей отчаянно далек…».
— Что для меня Рубцов? Конечно, я очень люблю его стихи. Но, что не менее важно, словно прочитываю в них непростую судьбу поколения моих родителей, — говорит Лучин. — Я как будто бы узнаю в них своих мать, отца, родственников. Все мне кажется очень похожим…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7390) от 06.04.2023 под заголовком «Стихи Русского Севера ».
Комментарии