Соглашение между США и Германией по «Северному потоку-2» вызвало споры
Госдепартамент США и МИД ФРГ опубликовали на днях совместное заявление, касающееся будущего газопровода «Северный поток-2». Хотя обнародованная декларация, строго говоря, не является юридически обязывающим соглашением, документ вызвал в международном сообществе горячие споры и разнообразные оценки.
ФОТО pixabay
Согласно подписанной сделке, Соединенные Штаты обязуются не мешать достройке проекта (хотя и оговаривают, что он Вашингтону все равно не нравится), а Германия в ответ обязуется нивелировать те риски, которые, по мнению американской администрации, СП-2 несет Украине. А именно – дает слово предпринять все для продолжения транзита российского газа через незалежную, то есть даже после 2024 года – срока окончания нынешнего транзитного контракта, согласно которому Москва обязуется качать минимум 40 млрд кубов или, в случае меньших объемов, оплачивать их как 40 миллиардов. Кроме того, ФРГ обязуется наказать Москву в том случае, если Россия будет использовать газ для шантажа Украины. А именно – «если РФ попытается использовать энергию как оружие или совершить другие агрессивные шаги против Украины, то Германия предпримет шаги на национальном уровне и будет настаивать на эффективных мерах на общеевропейском (включая санкции) по ограничению возможностей России экспортировать энергию в ЕС», – говорится в американо-немецком совместном заявлении.
Наконец, США и Германия пообещали Украине оказать финансовую поддержку в области диверсификации источников энергоресурсов, повышения энергоэффективности и перехода на «зеленые» источники энергии – для этого планируется создать специальный фонд объемом $1 млрд (в том числе из частных средств), Германия сделает стартовый взнос на сумму не менее $175 млн.
Однако, и это очень примечательно, американо-германская сделка вызвала негативную оценку с совершенно разных сторон. Данное соглашение вызывает «серьезные вопросы», а также непонимание в «части политических выпадов» в адрес России, заявил посол РФ в Вашингтоне Анатолий Антонов. По его словам, враждебность по отношению к Москве противоречит духу переговоров, состоявшихся 16 июня в Женеве между Владимиром Путиным и Джо Байденом. «Попытки представить нас в качестве агрессора и страны, проводящей злонамеренную деятельность, давно стали визитной карточкой русофобов. Угрозы в наш адрес – беспочвенны и бесполезны. Такую риторику мы не приемлем, как и не можем принять практику нелегитимных односторонних санкций. Мандат на это имеется только у СБ ООН», – сказал Антонов.
Его позицию поддержал коллега, посол РФ в Германии Сергей Нечаев. Он также указал, что Россия не та страна, которая потерпит ультиматумы. «Мы способны определять свою политику, в том числе энергетическую, суверенно, без вмешательства извне, основываясь на собственных интересах и опыте многолетнего взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами», – цитирует дипломата ТАСС.
Тут же последовала немедленная критика со стороны ястребов в американском конгрессе. Они рассчитывали, что США все же отыщут способ остановить почти завершенный многомиллиардный проект, который, как они считают, даст Москве рычаги влияния на американских союзников в Европе. «Это геополитическая ошибка поколенческого масштаба, она позволит будущим российским диктаторам получать миллиарды долларов прибыли ежегодно даже спустя десятилетия», – сказал сенатор Тед Круз, республиканец от Техаса.
Естественно, негативная реакция последовала из Киева, который призвал США продолжить санкционную политику против «Северного потока-2». Об этом говорится в открытом письме спикера верховной рады Украины Дмитрия Разумкова к спикеру палаты представителей Нэнси Пелоси. По мнению украинского политика, Россия посредством этого проекта якобы нацелена сформировать у стран Европы зависимость от своего газа.
В оценке подписанного соглашения между США и Германией у экспертов нет единого мнения. Так, научный сотрудник американского института исследований внешней политики Максимилиан Хесс считает сделку победой России и сторонников «Северного потока-2». «Сделка продемонстрировала, что Вашингтон готов учитывать мнение Германии в вопросе того, насколько чувствительно стоит подходить к политическим и экономическим интересам России», – отмечает он. Ситуация с соглашением также показывает, что мощь немецкого бизнес-лобби оказалась более значимой, чем декларируемые принципы внешней политики ФРГ, полагает Хесс. «Дело даже не в том, что Берлин смог надавить на Вашингтон, а в способности Германии убедить США, что блокировка строительства проекта на его завершающей стадии сопряжена со слишком высокими издержками для европейских компаний», – пояснил эксперт.
Хесс указал на два фактора, которые определят будущее гарантий, предоставленных Украине. Во-первых, договоренности между американской администрацией и Германией не имеют статуса международного соглашения, то есть эти условия не накладывают обязанностей на новое правительство ФРГ. Во-вторых, важно учитывать, в каком конкретно виде будут реализованы гарантии Украине, особенно в том, что касается финансовой помощи. «Вложения в «зеленую» энергетику будет сложно осуществить, и они могут быть использованы в интересах олигархов внутри страны», – сказал Хесс. А в переговорах по транзитному контракту с Россией вряд ли помощь Германии гарантированно приведет к нужному результату, добавил аналитик.
А вот директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин полагает, что компромисс, достигнутый между США и Германией, является демонстрацией силы именно Берлина. «На мой взгляд, ФРГ поставила Америке ультиматум: либо вы не мешаете нам развивать нашу суверенную экономику так, как мы считаем необходимым, либо катитесь-ка вы ко всем чертям со своим союзничеством, со своим сжиженным газом и прочей чепухой, которая наносит нам колоссальный ущерб и подрывает наш статус и авторитет на мировой арене», – указывает политолог. По его мнению, именно постановка вопроса ребром и заставила американцев пойти на уступки и «разрешить» германской стороне построить газопровод.
Заслуживает внимания и точка зрения директора корпораций агентства Fitch Дмитрия Маринченко. Он считает, что «Северный поток-2», по сути, замещает уже существующие транзитные мощности через Украину, поэтому подсчитать экономическую выгоду от проекта сложно – он в большей степени призван снизить политические риски для Москвы и вряд ли поможет существенно нарастить экспорт российского газа в Европу. Маринченко отмечает риск падения спроса на газ в Европе на фоне перехода к возобновляемым источникам энергии, прежде всего ветровой и солнечной генерации. Но точно предсказать траекторию изменения спроса на голубое топливо до 2050 года, по словам эксперта, практически невозможно. По сути, «Газпром», инвестировав собственные средства в строительство трубопровода и разработку ресурсной базы, взял эти риски на себя и снял их с европейских потребителей, отмечает Маринченко.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (6974) от 27.07.2021 под заголовком «Спорная сделка».
Комментарии