Собственника мануфактуры барона Штиглица не пустили на ее территорию
Неудачей закончилась в минувшие выходные попытка государственного собственника исторического комплекса «Льнопрядильная мануфактура барона Александра Штиглица» в Ивангороде попасть на ее территорию. Не пустил арендатор.
![Собственника мануфактуры барона Штиглица не пустили на ее территорию | ФОТО АВТОРА](/upload/iblock/109/Fabrika-SHtiglitsa_Pr.jpg)
ФОТО АВТОРА
Двадцать три здания общей площадью 22 тысячи квадратных метров расположены на семи гектарах в микрорайоне «Парусинка». Мануфактура была основана в 1851 году, она выпускала парусину для флота России. После Великой Отечественной войны ткацкая фабрика начала выпускать мешковину и брезент, а закрылась около 20 лет назад.
В 2015 году здания были переданы в оперативное управление филиалу Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) по СЗФО. При этом арендатором (до 2049 года) является здешний предприниматель, который наладил на бывшей мануфактуре производство строительного утеплителя.
Арендована только часть помещений в пяти корпусах, однако представителям АУИПИК стало известно, что незаконно используются еще несколько зданий. Например, в одном хранятся без специальных условий люминесцентные лампы. Также на территории производится сжигание мусора. В течение последних месяцев АУИПИК предлагает арендатору устранить нарушения, но, как сообщили представители ведомства, «контакта нет».
Нынешний выезд был связан с появившейся в Ивангороде (город маленький: там живут 8 тысяч человек) информацией, что арендатор начал демонтаж и вывоз станков на металлолом. Эти станки остались от знаменитой ткацкой фабрики. Как рассказала местная жительница, тогда очередная смена закончила работу, оставив на станках бобины с нитками и куски недоделанной ткани, а новая смена уже не пришла...
Представляют ли историческую ценность серийные станки 1960 – 1980-х годов производства – вопрос отдельный, требующий проведения историко-культурной экспертизы. Но, как подчеркивают в АУИПИК, разборка станков в любом случае не должна производиться без согласия собственника здания. Прежде выноса тяжелого оборудования должен быть создан проект его демонтажа. А если старые лестницы не выдержат? Или кирпичные стены будут повреждены?
Примерно час ауипиковцы и охрана арендатора, находясь по разные стороны закрытых ворот, пытались найти контакт. Дело закончилось вызовом полиции. Пока два сотрудника агентства ездили в отделение составлять заявление по факту недопуска на территорию фабрики, а журналисты уже покинули место переговоров, двоих сотрудников АУИПИК все же пропустили на территорию. Но только в один цех, запретив фотосъемку. Они обнаружили следы варварского демонтажа и повреждение одной из стен здания.
В комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» Елена Штиглиц, руководитель некоммерческой организации «Наследие барона Штиглица», пояснила, почему ее беспокоит судьба станков. Во-первых, они принадлежат государству, а не арендатору. Во-вторых, выручка от металлолома копеечная, а утрата гения места невосполнимая.
Между тем уже разработан проект приспособления комплекса «Льнопрядильной мануфактуры» для образовательных и просветительских целей. Он станет пилотным для возрождения всей «Парусинки», где находится много исторических зданий. Этот микрорайон может стать частью туристического кластера, включающего также древнюю Ивангородскую крепость XV – XVIII веков и усадьбу барона Штиглица на берегу Нарвы.
По словам Елены Штиглиц, к сожалению, затягивается включение «Льнопрядильной мануфактуры» в реестр памятников архитектуры федерального значения. Пока это выявленный объект культурного наследия. Станки остаются беззащитными с точки зрения охраны памятников, поскольку отсутствует перечень предметов охраны.
«На мой взгляд, единственная возможность спасти фабричные здания – это расторжение договора аренды и передача исторического наследия тем, кто готов о нем заботиться. Наш фонд нашел инвесторов, готовых возрождать «Льнопрядильную мануфактуру», – заключает Штиглиц.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6822) от 08.12.2020 под заголовком «Кто хозяин на «Парусинке»?».
Комментарии