Со дна Копанского озера подняли фрагменты полуторатонной торпеды

В Ленинградской области со дна Копанского озера поднимали фрагменты полуторатонной торпеды. Пролежала она там более ста лет. Для своего возраста старушка выглядела очень симпатично, хоть и вышла из воды не полностью.

Со дна Копанского озера подняли фрагменты полуторатонной торпеды | ФОТО Виктории ТАРАСОВОЙ

ФОТО Виктории ТАРАСОВОЙ

Подъемный кран и манипулятор — техника, которую нечасто встретишь на берегу озера. Рыбаки, закидывая неподалеку блесну, ворчали: «Всю рыбу нам распугали». Возмутителем спокойствия прозрачного, как стекло, озера Копанское в теплый солнечный день стал фрагмент торпеды на его дне. Он был найдет и исследован ранее, и вот теперь пришла пора вытаскивать его из воды.

Вообще-то мы искали минно-пристрелочную станцию. В начале прошлого века на ней испытывали торпеды, которые производились на нашем предприятии, — рассказывает первый заместитель генерального директора АО «Обуховский завод» Ирина Волокитина. — Мы организовали экспедицию, хотели найти эту станцию, узнать, в каком она состоянии, и в процессе поисков гидролокатор обнаружил возле станции некий вытянутый предмет, который оказался фрагментом затонувшей торпеды.

Торпеда, как и пристрелочная станция, — детище Обуховского завода. Заказ на их производство был получен в 1887 году. На тот момент это был новейший, а значит, самый технологичный вид вооружений. Торпед изготовили много — более трех тысяч. И когда нужно было подoбрать место для испытаний, выбор пал на Копанское озеро. При глубине почти 15 метров и длине около 7 км оно имело уникальную прозрачность, а это было важно для испытаний.

Пристрелочная станция появилась здесь в 1907 году. Это автономное сооружение посреди озера не имело аналогов в России. Построили его за неполные восемь месяцев. С моря торпеды к нему доставлялись по канатной дороге либо по узкоколейке. Летели снаряды со станции под водой и над водой. Стреляли по специальным щитам. Заряда в них не было — суть испытания заключалась в точности. Направляемая специальным прибором под названием «Обри» торпеда должна была пройти под всеми щитами и выскочить из воды под дальним берегом. Затем ее подбирал буксир и вез обратно на станцию. И так несколько тысяч раз — чтобы добиться максимально выверенной траектории. Боеприпасы, прошедшие проверку, отвозили в Кронштадт, где ставили на вооружение флота. Как только озеро замерзало, испытания прекращались.

Все это время сотрудники станции далеко от этих мест не уезжали. Рядом были построены дома, где они жили с семьями, а место тут, конечно, райское — озеро, форель, лес, ягоды, грибы... Без особой нужды и уезжать не захочешь. Любопытно, что начальник озерной станции имел характерную фамилию. Его звали Григорий Озеров.

image-15-08-22-08-18.jpeg
ФОТО Виктории ТАРАСОВОЙ

От посторонних глаз не только эта территория, но и вся округа в первой половине XX века были закрыты. В 1930-х годах здесь, в частности, располагалась секретная морская база, на которой что только не испытывалось. Многочисленное боевое снаряжение ВМФ, гироскопы, воздушные взрыватели, глубинные бомбы... Впервые в мире в этих краях были проведены опыты использования в боевых условиях систем радио­управления торпедными катерами с борта самолета. В море они выходили без экипажа под управлением команд с воздуха. Это позволяло уклоняться от плотного артиллерийского огня и вести бой с несколькими кораб­лями противника. Также на этой территории проходили испытания первого деревянного самолета — морского ближнего разведчика ­(МБР-2). Такие, оказывается, тоже были!

Деревянным его решили делать из-за нехватки алюминия: фюзеляж из ясеня, сосны и липы, обшивку — из березовой фанеры с наклеенным на нее полотном. Самолет оказался технологичным и недорогим. По сути, МБР-2 был летающей лодкой, которая в зимнее время оборудовалась лыжными шасси.

В процессе испытаний торпед на пристрелочной станции было совершено много открытий и научных усовершенствований. В Первой мировой войне они очень помогли России. А вершиной торпедных технологий периода с 1887-го по 1917 г. стала «45-12».

Усовершенствованная австро-венгерская модель быстро перешла в статус главного морского оружия страны. Использовалась она во всех войнах и сражениях, по сути, став переходным образцом от старого русского флота к советскому. И вот теперь, спустя более чем век, фрагмент революционной во многих смыслах торпеды лежал на берегу Копанского озера. Сколько ж рыб он пережил в этом водоеме, сколько рыбаков…

Водолаз-спасатель Олег Балабух в обнимку с находкой провел на дне озера несколько дней. Из-за того что она ушла глубоко в грунт, долго не получалось произвести ее строповку. Требовалось менять ее положение, что было непросто. 800-килограммовая «малышка» за годы без движения прилично набрала — вместе с водой она весила почти полторы тонны.

Сдвигали мы ее вручную, — говорит Балабух.

Да ну... — я невольно сделал круг­лые глаза. 

Серьезно! — уверял Олег. — В три пары рук. В качестве дополнительного оборудования — только ломы. Торпеда лежала горизонтально. Толщи воды над ней было немного, и, чтобы поднять, требовалось ее сдвинуть. Процесс происходил в трехстах метрах от берега, оперативно необходимый инструмент не подать. Вот и приходилось только на себя рассчитывать. На себя и ломы...

Ну это же полторы тонны, Олег, — вес автомобиля!

Мы тоже ребята не слабые. В воде веса, конечно, ощущаются иначе, тем не менее было непросто. С находкой мы работали по три часа в день. Максимальное время погружения у водолазов, для справки, — шесть часов. Чем глубже — тем меньше работаешь: приходится останавливаться на режим декомпрессии — здоровье дороже. Два дня кантовали фрагмент торпеды, чтобы вывесить в толще воды и транспортировать к берегу. По ходу дела еще нашли на грунте фрагменты узкоколейки, запорный механизм, канистру для дозаправки керосином. Все это неплохо сохранилось. На этом наши поиски не останавливаются. Все, что найдем, поднимем. А вот станция, конечно, в плачевном состоянии. Остались только потолочные своды и балки. Металл в руках рассыпается.

Минно-пристрелочная станция Обуховского завода просуществовала более трех десятилетий. В августе 1941 года, когда к ней стали приближаться немецкие войска, была дана команда взрывать аэродромные сооружения близлежащей 58-й эскадрильи 15-го разведывательного авиа­полка ВМФ и научно-техническую базу на Копанском озере.

Поиски уникальной станции Обуховский завод решил приурочить к своему юбилею — в следующем году ему 160 лет. И если ее только предстоит поднять со дна, музей предприятия уже готовится принять новый экспонат.

Фрагмент торпеды, конечно, доведут до ума и выставят в виде полноценного шестиметрового макета. Пока же она направлена на исследования, после которых ее ждет реконструкция. Особую головную боль «малышка» едва ли доставит специалистам: проведя под водой целое столетие, она хорошо сохранилась. Корпус, хоть и покрылся ржавчиной, прогнил не сильно, в основном он твердый. Даже эксперты удивлялись его стойкости.

Все потому, что она сделана на Обуховском заводе, — улыбается Ирина Волокитина. — Но, честно говоря, мы и сами удивлены ее состоянием. Спасатели говорят, все потому, что лежала она на небольшой глубине — 20 см. Обычно испытания проходили глубже. Так что нам повезло. Очевидно, это не последняя тайна Копанского озера. Есть мнение, что на дне покоится немало аналогичных образцов или фрагментов торпед. И не только торпед. Находки, думаю, еще будут. На очереди — поднятие остатков испытательной станции. Будем реставрировать то, что уцелело, и восстанавливать, что погибло. К юбилею завода создадим в нашем музее интер­активный макет, который, уверена, очень понравится не только сотрудникам завода, но и посетителям нашего музея, особенно детям.

Ранее мы писали, что на Обуховском заводе Концерна ВКО «Алмаз-Антей» будут производить сплав Super Duplex 25Cr.

Читайте также о том, что «Обуховский завод» и аккумуляторная компания «Ригель» подписали соглашение о развитии электрического транспорта.

Напомним, Концерн ВКО «Алмаз – Антей» создал многофункциональный беспилотный летательный аппарат.

#озеро #Ленобласть #торпеда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (7234) от 17.08.2022 под заголовком «100 лет под водой».


Комментарии