Ситуация ухудшается. Как развивается автомобильный рынок в России?

Авторынок в России продолжает демонстрировать, мягко говоря, не лучшие результаты. Продажи новых автомобилей сошли на нет, а россияне стали активно интересоваться китайскими машинами и перегонять авто из‑за рубежа частным способом.

Ситуация ухудшается. Как развивается автомобильный рынок в России? | Фото Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Фото Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Небольшой минус как праздник

В этом году продажи автомобилей большинства брендов сократились более чем на 80 %. Это связано с дефицитом машин и высокими ценами на них. С начала года в России было продано всего лишь 318,1 тысячи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (минус 52 % к январю — маю 2021 года). Но это за пять месяцев, включающих относительно благополучные январь и февраль. Ситуация же ухудшается постоянно.

Так, по данным исследования Ассоциации европейского бизнеса, в мае продано 24 268 новых автомобилей — и это уже на целых 84 % меньше, чем в мае прошлого года, то есть налицо шестикратное снижение. Почти половину продаж обеспечили всего три бренда — Lada, Kia и Hyundai. Из списка привычных лидеров рынка хуже всех себя чувствуют Skoda, Toyota и Volkswagen.

Просели даже китайцы, но не так глобально. Наилучшими результатами отметилась Chery — 1,7 тысячи проданных автомобилей. На фоне апреля, когда было продано всего 500 таких машин, это отличный результат. Аналогичная ситуация и у Haval, хотя их приобрели на 72 % меньше, чем в мае прошлого года. Lada Granta уверенно удерживала звание бестселлера рынка, тем не менее в мае ее продажи тоже упали. Относительно других неплохо чувствуют себя российские производители легкой коммерческой техники: «ГАЗ» (-32 %) и «УАЗ» (-21 %). В иные времена такие результаты считались бы провалом, но не сейчас.

В рейтинге месяца лишь двум моделям удалось показать рост продаж. Это произошло благодаря эффекту низкой базы. Это Hyundai Tucson (+77 %) и Haval Jolion, который в мае продавался в 3,5 раза лучше, чем год назад. Впрочем, этот автомобиль и появился на рынке только в мае прошлого года.

Премиальная вторичка

Эксперты «Открытие Авто» и агрегатора объявлений Haraba в течение трех весенних месяцев 2022 года проанализировали продажи премиальных авто с пробегом. Как выяснилось, быстрее других на рынке в этот период находили новых владельцев вседорожники BMW X3 — 15 дней при средней цене 5,635 млн рублей. Второе и третье по востребованности места также заняли баварские модели: BMW X7 (16 дней и 11,527 млн рублей) и BMW X5 (17 дней и 9,77 млн рублей). 

Самый большой кроссовер марки Mercedes-Benz GLS в среднем находил нового владельца за 20 дней при средней цене 5,929 миллиона. Популярный в России японский автомобиль Toyota Land Cruiser 200 уходил в новые руки за три недели. Наконец, Range Rover держался 26 дней. А дольше других (целый месяц) на рынке задерживался седан Mercedes-Benz S-класса.

Эксперты отмечают, что из‑за роста цен и высокой инфляции люди используют автомобиль не только как транспортное средство, но и как инвестицию. Нередки случаи, когда относительно новые машины продавались дороже, чем были куплены в первозданном состоянии. А отсутствие прямых поставок новых премиальных машин будет способствовать росту вторичного рынка. При этом стоит учитывать, что не только покупка, но и содержание этих машин становится все более дорогим удовольствием.

Полцарства за «коня»

Высокие цены заставили многих отложить покупку, хотя к маю цены остановились, а дилеры готовы предоставлять скидки. Уже упомянутый Haval Jolion, к примеру, даже подешевел на 220 тысяч рублей, что частично компенсировало рост цен на эту модель с начала года (от 17 до 66 %). С 1 июня в Белоруссии на 15 % подешевели собираемые там автомобили Geely, и, по всей видимости, то же самое произойдет и в России.

В принципе китайские производители Chery и Haval пока не переписывают ценники в сторону понижения, зато их импортеры в мае стали возвращать поддержки по trade-in и F&I-услугам, что ведет к снижению конечной стоимости автомобилей.

Летом по большинству прогнозов при условии стабильности курса рубля цены на автомобили могут скорректироваться в сторону снижения. Но это относится лишь к моделям тех брендов, поставки которых продолжаются в дилерскую сеть, то есть Lada, UAZ, корейских моделей, собираемых на «Автоторе», и «китайцев» из большой «тройки». В то же время удешевления корейских, японских и европейских марок ждать не стоит.

Больше всего денег россияне по‑прежнему тратят на покупку кроссоверов и внедорожников. Европейские производители также сохраняют лидерство по затратам, хотя их доля за месяц сократилась с 45 до 33 %. Заметно уменьшилась и доля премиальных автомобилей (с 36 до 26 %), что вполне понятно.

Автомобильные «челночники»

Тем временем в России в заметном количестве (около двух тысяч единиц в апреле-мае) начали появляться машины, которые привозят не дистрибьюторы, а частные лица. По прогнозам, число таких машин будет расти — в этом смысле к нам возвращаются лихие девяностые, когда перегон авто из‑за границы был обычным делом. По России предложение услуги по ввозу автомобилей из‑за рубежа в апреле-мае этого года выросло на 43,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А за прошедший год востребованность такой услуги у россиян выросла на 93,3 %.

В Петербурге также есть спрос на покупку автомобилей с пробегом под заказ из‑за границы. По данным «Авито Авто», в апреле-мае в Северной столице коли­чество подобных объявлений выросло на 80,99 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а спрос на такие машины увеличился на 41,43 %. Средняя стоимость авто, предлагаемых к ввозу, в Петербурге составила 1,76 млн рублей. Это больше, чем в прошлом году, на 30 %.

«Предложение о продаже автомобилей с пробегом под заказ из‑за границы выросло еще в прошлом году, сегодня оно продолжает расти из‑за обстановки на рынке, — комментирует управляющий директор «Авито Авто» Кирилл Вотяков. — В условиях дефицита новых автомобилей услуга по ввозу автомобилей из‑за рубежа один из альтернативных вариантов по удовлетворению спроса на рынке».

При этом нужно учитывать, что частный ввоз авто сильно ограничен по законодательным причинам. Фактически имеет смысл ввозить только машины возрастом от трех до пяти лет — таможенные пошлины на остальной транспорт слишком велики. Кроме того, ввоз машины из‑за рубежа требует обязательной установки системы ЭРА-ГЛОНАСС, а эти системы сейчас оказались в большом дефиците, и многие автовладельцы по этой причине не могут заре­гистрировать ТС в ГИБДД уже после растаможки.

Время делить рынок

Итоги июня должны стать показательными для рынка. После снижения ключевой ставки возобновились активные выдачи кредитов, а по некоторым китайским брендам появились даже рассрочки. В этих условиях объемы продаж могут пойти вверх.

Самый загруженный до недавнего времени в России петербургский завод Hyundai, по предварительным данным, остановлен до середины июля. Соответственно, поставок российских Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta дилерам в ближайшее время не будет. Немного оптимистичнее ситуация с корейскими моделями, которые собирались в Калининграде. Несмотря на то что у «Автотора» практически закончились комплектующие, есть вариант начала прямых поставок таких машин из Южной Кореи. В целом эксперты предполагают, что долю рынка, которую теряют европейские и японские компании, со временем поделят между собой корейские, китайские и российские марки.

«За исключением премиум-класса, корейскому автопрому есть что предложить взамен продукции европейских и японских брендов, — комментирует руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Их модельные ряды в целом схожи, а значит, у покупателей остается выбор. Китайские марки нацелены на сегмент SUV, отечественная Lada — на В, а «корейцы» играют в обоих сегментах, которые остаются крупнейшими на нашем рынке. Так что доля «европейцев» и «японцев» постепенно растворится между этими тремя группами игроков. Сейчас у них есть определенные складские запасы, чтобы хоть как‑то удовлетворять запросы рынка. А в будущем эти надежды связаны с возобновлением производства на местных автозаводах. И вот тут корейские, китайские и российские производители имеют неоспоримое преимущество, поскольку они намерены продолжать работу в нашей стране».


#автомобили #авторынок #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7197) от 27.06.2022 под заголовком «Большая автоперестройка».


Комментарии