Коридор для автогражданки. Как изменится базовый тариф по ОСАГО

Центробанк планирует изменить базовый тариф по ОСАГО почти на четверть. А именно — расширить его и вверх, и вниз на 26 %. По задумке ведомства, новые тарифы «позволят страховщикам удерживать цены для аккуратных водителей за счет повышения стоимости страховки для аварийных».

Коридор для автогражданки. Как изменится базовый тариф по ОСАГО | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Для начала напомним, как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО. Берется базовый тариф и умножается на коэффициенты, которые зависят от территориального использования транспорта, мощности двигателя, возраста и стажа водителя, а также бонус-малуса (КБМ), который принято считать скидкой за безаварийную езду или наказанием для тех, кто по собственной вине совершил ДТП.

В итоге нехитрого арифметического подсчета получается некая сумма, которую и должен заплатить автовладелец.

ЦБ расширял базовый тарифный коридор неоднократно. Последний раз в январе 2022‑го. Правда, только на 10 % в ту или иную сторону. Тогда регулятор пытался убедить авто­владельцев в том, что такое увеличение — благо. Мол, для аккуратных водителей стоимость ОСАГО не только не вырастет, а даже станет чуть ниже. А вот лихачи заплатят по полной. Что, согласитесь, абсолютно логично.

И вот полгода спустя очередное повышение. На сей раз Банк России мотивирует это тем, что запчасти, стоимость которых покрывает полис ОСАГО, сильно взлетели в цене.

Как отметили специалисты ЦБ, самые «бьющиеся» при авариях детали подорожали в среднем на 28,7 %. Такие данные следуют из обновленного справочника Российского союза автостраховщиков (РСА), который начал действовать с 19 марта этого года.

Итак, давайте попробуем подсчитать, как с расширением тарифного коридора изменится стоимость страховки для рядового автовладельца.

Отныне, по данным ЦБ, базовая ставка тарифа по ОСАГО будет устанавливаться страховщиками индивидуально для каждого водителя в определенном диапазоне. К примеру, если минимальная стоимость полиса для владельца легковой машины сейчас составляет 2220 рублей, а максимальная — 5980, то новый коридор стартует с 1646 руб­лей и завершается 7535 руб­лями.

Аналогично диапазон цен на автогражданку станет шире для владельцев мотоциклов и водителей такси. А вот для общественного транспорта тарифный коридор расширится лишь на 17,8 % в обе стороны.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, такое расширение станет продолжением курса на индивидуализацию тарифов и их либерализацию, чтобы аккуратные автовладельцы не доплачивали за водителей так называемых токсичных категорий.

«Это уже не первое расширение тарифного коридора, и практика показывает, что все три года проведения реформы по индивидуализации тарифов цены на ОСАГО в среднем не росли», — подчеркнул он.

Одни эксперты решение ЦБ поддерживают. Так, координатор общественной организации автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает: чем шире коридор, тем у страховых компаний больше возможностей не только повысить тариф для плохих водителей, часто попадающих в аварии, но и снизить тарифы для хороших автомобилистов, соблюдающих ПДД.

Другие уверены: как только расширенный коридор на ­ОСАГО вступит в силу, стоимость обязательной автогражданки вырастет в разы. Ведь на цену влияет не только тариф, установленный компанией, но и коэффициенты, на которые он умножается.

То есть разница в тарифе в полторы тысячи рублей в окончательной стоимости страхового полиса может обернуться в разы больше.

По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, цены на запчасти за последние несколько месяцев увеличились не на 28,7 %, а как минимум на 50 – 60 %. И новые тарифы на ОСАГО этого не компенсируют. «Автовладельцы столкнутся не только с увеличением цен, но и с заниженными страховыми выплатами, не покрывающими стоимость ремонта, — считает он. — В результате огромное количество автовладельцев откажутся от покупки подорожавшего полиса, а многие просто не смогут его себе позволить. Если сейчас по ряду регионов до 20 % водителей ездят без ОСАГО, то с новыми тарифами таковых станет еще больше», — добавил он.

Тому подтверждением опрос, проведенный на днях аналитическим агентством «Автостат». Эксперты выяснили, что если полисы ОСАГО подорожают на 80 %, то от их приобретения откажется каждый второй водитель.

Будет ли предложение ЦБ воплощено в жизнь, мы узнаем уже в июле. Сейчас документ проходит общественное обсуждение.


#ОСАГО #тарифы #изменения #центробанк

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7197) от 27.06.2022 под заголовком «Коридор для автогражданки».


Комментарии