Штраф — слово природоохранное. Росприроднадзор назвал сложные объекты 2023 года

В минувшем году Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора вынесло около 300 предостережений в адрес предприятий и организаций, которые так или иначе нарушили природоохранное законодательство. В управлении назвали и самые сложные объекты, которые будут находиться в центре внимания ведомства в году наступившем.

Штраф — слово природоохранное. Росприроднадзор назвал сложные объекты 2023 года | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Северная Самарка»

Во Всеволожском городском суде Ленинградской области идет инициированный Росприроднадзором процесс против ЗАО «Пром­отходы», которое эксплуатирует находящийся в районе полигон «Северная Самарка». Управление просит суд приостановить деятельность компании на срок до трех месяцев. Причина — нарушения, обнаруженные при внеплановой проверке.

Специалисты зафиксировали, что на полигоне вместе с бытовым мусором захоранивают электронные платы, импульсные ртутьсодержащие реле, автомобильные шины. Все это — особо вредные отходы, которые необходимо утилизировать специальным образом и отдельно от всякого иного мусора.

Также инспекторы Роспотребнадзора вскрыли факты искажения фирмой экологической информации и несоблюдение ею сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. И самое главное: инспекция констатировала, что мощности полигона давно исчерпаны, а значит, прием отходов здесь незаконен. Компании назначили штрафов на четверть миллиона рублей.

Тот факт, что «Северная Самарка» переполнена, — не новость. Полигон исчерпал свою проектную мощность еще в 2019 году. С тех пор природоохранные структуры то и дело возбуждают административные дела с требованием привести деятельность предприятия в соответствие с законодательством. Росприроднадзор в свою очередь потребовал вообще прекратить прием отходов и провести рекультивацию «Северной Самарки».

Запрет Росприроднадзора стал предметом рассмотрения Арбитражного суда. Суд принял во внимание как экспертное заключение о превышении проектной вместимости полигона, так и предыдущие дела об административном правонарушении по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ. Ни то ни другое в суде оспорено не было. Тем не менее позицию Росприроднадзора о необходимости закрыть предприятие суд не поддержал.

В будущем, как заявили в Рос­природнадзоре, ведомство намерено добиваться прекращения деятельности полигона. Жалоба на решение Арбитражного суда Петербурга и области, отказавшего в удовлетворении иска управления, уже подана.

Выпуск ЦО-13

Граждане то и дело жалуются в Росприроднадзор на необычную окраску невской воды у Литейного моста — то ярко-коричневую, то мутно-белую. Что, впрочем, неудивительно: поблизости — на Кутузовской набережной — расположена точка слива в Неву городских стоков.

ЦО-13 — один из немногих оставшихся прямых выпусков, через который общесплавные сточные воды попадают в акваторию без очистки. Однако инспекторы Росприроднадзора пока могут лишь констатировать подобные факты да собирать статистику сливов. И так будет продолжаться до 2027 года, когда, по планам «Водоканала», ЦО-13 переключат наконец на очистные сооружения.

Их строительство началось в нашем городе всего около 50 лет назад, и теперь 95 – 97 % общего объема коммунальных стоков, контролируемых «Водоканалом», проходят через очистку. Согласитесь, красивые показатели. Но реальность все же не столь оптимистична. В городе еще остаются сотни прямых выпусков, стоящих на балансе промышленных предприятий. Об их состоянии «Водоканалу» зачастую неизвестно вовсе.

Что же касается коммунальных стоков, то Петербургу никак не удается достигнуть их стопроцентной очистки. И, возможно, не удастся еще очень долго. Так, в Росприроднадзоре заявили, что ведомство намерено держать на контроле ситуацию, связанную с жилищным строительством на Петровском острове. Здесь в микрорайоне жилья премиум-класса отсутствуют инженерно-технические сооружения, позволяющие очищать канализационные стоки. А потому впереди еще необходимые предпроектные изыскания, сам проект и подключение «вип-канализации» к общей системе.

Ко всему прочему практически нерешенным остается вопрос с ливневыми стоками, которые продолжают поступать в каналы и Неву напрямую без очистки. То есть все, что смывают с дорог в колодцы дожди или «поливалки», попадает прямиком в акваторию. А это и городская пыль, и разлитые по асфальту нефтепродукты… В Петербурге 680 прямых ливневых стоков. И когда их перебросят на очистные, неизвестно. Между тем для экологии Балтийского моря такие стоки мегаполиса представляют немалую опасность.

Именно из‑за не столь высокого, как хотелось бы, уровня развития канализации «Водоканал» чаще всего и становится фигурантом административных дел, инициируемых Росприроднадзором. Таких, к примеру, каким стало дело о загрязнении залива у острова Котлин в декабре минувшего года.

Надзорное ведомство отреагировало на жалобы жителей Кронштадта, которые поведали о грязных сточных водах, попадающих в Заводскую гавань: из трубы на причальной стене набережной выливалась мутно-коричневая жижа. Сигналы проверил инспектор Росприроднадзора, и они подтвердились. Также было установлено, что через упомянутую трубу в море выбрасывают воду, использованную при промывке оборудования на водопроводной станции Кронштадта. Оно очищает воду перед тем, как подать ее в водопровод, и время от времени его нужно чистить. Но куда девать то, чем чистили? Хорошо бы сначала на очистные, а потом уже в акваторию. Однако пока — сразу в море.

В тот раз лабораторный анализ взятой на месте пробы показал превышение нормативной концентрации аммоний-иона, алюминия, и особенно хлороформа. При этом и сам «Водоканал» в своих отчетах за 2022 год отмечал, что концентрация хлороформа в воде после промывки фильтров доходила до 38 ПДК. Собрав эти факты воедино, Росприроднадзор сделал вывод о нарушении правил водопользования. Наказание — штраф. 

#Росприроднадзор #природа #окружающая среда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7335) от 16.01.2023 под заголовком «Штраф — слово природоохранное».


Комментарии