Широко шагает «Альтернатива». Правые популисты укрепили позиции в Восточной Германии

В то время как мировая общественность увлеченно следила за необычайными приключениями «брекзита» в Великобритании, в двух восточногерманских землях состоялись парламентские выборы, итоги которых могли бы, по мнению немецких аналитиков, существенно повлиять на правительство Ангелы Меркель и даже привести к досрочным федеральным выборам. В конечном итоге страшного для правящей коалиции не случилось, но тревожный сигнал из Саксонии и Бранденбурга для нее прозвучал.

Широко шагает «Альтернатива». Правые популисты укрепили позиции в Восточной Германии | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Удручающего для ХДС и СДПГ, составляющих ныне правящую коалицию, не произошло, потому что социал-демократы сумели победить в Бранденбурге, а христианские демократы вышли на первое место в Саксонии. Однако никакой радости в штаб-квартирах обеих партий не было, поскольку их главные конкуренты из правонационалистической партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), заняв в обеих землях вторые места, наступают лидерам буквально на пятки. Тем не менее тревожна для партнеров по правящей коалиции та динамика, с которой «альтернативщики» движутся вперед. Судите сами.

СДПГ победила в Бранденбурге, набрав 26,2% голосов, АдГ заняла второе место, отстав меньше чем на три пункта (23,5). При этом надо учитывать, что социал-демократы по сравнению с предыдущими выборами потеряли 5,7% и показали самый низкий результат за все время существования объединенной Германии. А вот «альтернативщики», наоборот, увеличили свой электорат почти в 2,5 раза. Аналогичная тенденция прослеживается и в Саксонии. Здесь ХДС заняла первое место, получив 32,1% голосов, «Альтернатива для Германии» - на втором с 27,5%. Однако партия Ангелы Меркель потеряла по сравнению с предыдущими выборами 7,3 пункта, а АдГ увеличила число проголосовавших за нее почти в три раза. Отметим также, что эти земельные выборы вызвали большой интерес, поэтому в этом году явка значительно выше, чем пять лет назад. В Бранденбурге проголосовали 61,3 процента избирателей. В 2014 году явка была зафиксирована лишь на уровне 47,9 процента - это был второй самый низкий результат в стране. В Саксонии ныне явка составила около 64 процентов.

Сопредседатель партии «Альтернатива для Германии» Йорг Мойтген, комментируя итоги выборов, уже заявил, что единственный победитель на этих выборах - партия, которую он представляет. «Очевидно, что единственный победитель на этих двух выборах - это «Альтернатива для Германии». Все остальные партии явно в минусе, кроме «зеленых», которые получили небольшой плюс, но много меньше, чем прогнозировалось», - сказал Мойтген. «Можно констатировать, что обе правящие партии (ХДС/СДПГ) не нашли способа убедительно противостоять «Альтернативе», по-прежнему придерживаясь тактики бойкота и огульной критики», - добавил другой сопредседатель АдГ Александр Гауланд.

И в Саксонии, и в Бранденбурге «Альтернатива для Германии» показала свои лучшие до сих пор результаты. В обеих восточногерманских федеральных землях АдГ всего за несколько лет удалось пройти путь от маленькой партии до второй по величине политической силы в земельных парламентах. И правящую коалицию не должно успокаивать то, что правым популистам, вопреки серьезным прогнозам, в итоге не удалось выиграть выборы. Ведь популярность «альтернативщиков» нельзя назвать исключительно восточногерманским феноменом. На сегодняшний день АдГ является крупнейшей оппозиционной партией в бундестаге и представлена в парламентах всех федеральных земель. Тем не менее надо признать, что наибольшей поддержкой она действительно пользуется у жителей восточных земель ФРГ. И на то есть свои веские причины. Именно их анализируют как западные СМИ, так и большинство экспертов.

Так, бельгийская De Standart пишет: «Альтернатива для Германии» долгое время рассматривалась как странное маргинальное явление, как иррациональная отдушина для группы фрустрированных радикалов, находящихся вне традиций благопристойного немецкого консерватизма. Но результаты выборов ясно показывают, что эта партия собирается стать одной из постоянных составных частей немецкой политики». Примерно такую же мысль высказывает британская The Guardian: «Антимигрантски настроенная «Альтернатива для Германии» добилась в воскресенье на важных выборах в ландтаги большого прироста голосов и значительно расширила свою базу поддержки. Правда, обойти традиционные партии ей не удалось. Но резкий крен вправо в Саксонии и Бранденбурге - АдГ стала в обеих землях второй по величине силой - это удар по коалиции Ангелы Меркель из христианских демократов и социал-демократов».

Многие жители бывшей ГДР чувствуют себя «брошенными» и считают, что на западе страны не замечают их проблем. Об этом говорит немецкий социолог Юдит Эндерс. «Это связано в том числе и с тем, что восточные немцы составляют всего 17 процентов от населения ФРГ. Вдобавок, что еще важнее, эта группа населения недостаточно представлена в общественной жизни и органах власти. На сегодняшний день в руках восточных немцев находятся только 1,7 процента ключевых позиций в немецкой экономике, политике и госуправлении. После объединения Германии места социалистической элиты ГДР заняли люди из западной части страны. Такое положение вещей сохраняется и по сей день, даже через 30 лет после объединения», - подчеркивает эксперт.

По мнению немецкого политолога профессора Свободного университета Берлина Нильса Дидериха, результаты выборов - это сигнал о широко распространенном недовольстве «традиционными» партиями. «Следует помнить, что нынешнее положение в Бранденбурге и Саксонии прямо связано с политикой, которую проводили эти партии в последние годы. Им нужно сделать выводы и усвоить этот урок», - заявляет аналитик. Кроме того, успех правых на востоке Дидерих объясняет недовольством судьбой части бывших граждан ГДР. «На востоке Германии многие размышляют об итогах немецкого воссоединения, о том, насколько благополучно часть граждан бывшей ГДР была интегрирована в новое общество. Тем более что с момента объединения прошло не 100 лет, а всего лишь 30. Избиратели на востоке считают, что выражают свой протест, который основан исключительно на их личном недовольстве собственной судьбой и позицией», - считает эксперт. По его словам, восточные немцы полагают, что «не в равной мере участвуют в управлении страной, что все руководящие посты заняты западными немцами». Хотя партийные лидеры «Альтернативы для Германии» в Бранденбурге и в Саксонии - выходцы с запада, в бывших землях ГДР людям важно «озвучить протест», считает политолог.

А вот директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко полагает, что для берлинских лидеров правящих партий восток страны не представляет серьезного значения. «АдГ уже утвердилась в качестве главной силы на востоке Германии. Это связано с той миграционной ситуацией в стране, которая с 2015 года там существует, с невероятным наплывом нелегальных беженцев, с тем, что они совершают многочисленные преступления, - говорит Бондаренко. - Это не может не отражаться на выборе простых немцев, которым не нужен мультикультурализм Ангелы Меркель и ХДС/ХСС. Немцам нужны стабильность и порядок, они всегда голосовали за это. Если АдГ не собьется с выбранного пути, она сможет занять главную позицию в электоральных рейтингах Германии», - считает политолог.

#политика #Германия #международные отношения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6520) от 09.09.2019 под заголовком «Широко шагает «Альтернатива»».


Комментарии