Север в фиолетовых тонах: путешествие фотографа Александра Моисеева в сердце русской глубинки
Петербургский фотограф и путешественник Александр Моисеев знает про Русский Север если не все, то уж точно очень многое. По его словам, он начинал свои походы с деревень Ленинградской области, потом переключился на Карелию, а затем направился еще севернее… С тех пор настолько полюбил эти места, что просто не в силах с ними расстаться. Свои путевые заметки он выкладывает на страничке в соцсетях, а не так давно вышла его книга «Исчезающий Север. Непридуманные сюжеты из жизни русской глубинки» (6+).
ФОТО Александра МОИСЕЕВА
«Десять лет назад я отправился в небольшую поездку по северо-востоку Ленинградской области в поисках старинных деревень и уникальных деревянных храмов. Добрался до деревни Согиницы, а дальше была встреча с самой старой деревянной церковью России в деревне Юксовичи, срубленной в конце XV века, — рассказывает Александр. — Постепенно понял, что судьбы деревянных шедевров настолько тесно переплетены с людскими, что порой их трудно отделить друг от друга».
Несмотря на то что, с учетом экстремальных природных условий, чем дальше на север, тем более суровые и немногословные люди, в каждой из деревень путешественнику доводилось найти интересных персонажей, готовых поделиться подробностями жизни родных мест.
«Когда я вспоминаю свой первый приезд в Согиницы, в памяти непременно возникает баба Люся — Людмила Николаевна, которая тогда была хранительницей ключей от Никольского храма, возведенного за семь лет до основания Петербурга, — делится путешественник. — Для меня она стала образом деревенской бабушки с кошкой, олицетворением русской деревни».
В собор Святой Софии в Великом Новгороде вернут восстановленную из обломков фресковую композицию ХV векаВ тех же Согиницах возле Никольского храма к Александру подошел местный житель Юрий Викторович: «Я за этим храмом присматривал. У меня тут дом рядом. Всю жизнь здесь прожил, а сейчас в Подпорожье перебрался, только на лето приезжаю сюда картошку сажать».
«С тех пор каждый раз, когда в теплое время года оказываюсь в Согиницах, стараюсь заглянуть к моему знакомому, — охотно делится часто бывающий здесь фотограф. — Тут у него и баня по‑черному, и куры в старенькой машинке… А в деревне Муезеро особенно запомнился дядя Миша, который переправил меня на своем шатком катере на остров Троицы к остаткам Муезерского монастыря и — самое главное — к самой старой деревянной церкви Карелии».
Русский Север — мир особенный. Места заповедные, самобытные и очень красивые. Поморским деревням как минимум по несколько сотен лет. До некоторых можно добраться только по воде либо на вездеходе. Зато там можно увидеть нетронутый временем внешний облик селений и черты быта, которые остались почти такими же, как два-три века назад. В этом отношении Русский Север — настоящий музей под открытым небом.
Несмотря на то что поморские селения похожи друг на друга, у каждой из них есть своя черта. Особенно поразила Александра Моисеева деревня Кузомень: там грунт практически полностью песчаный, даже картошку на огороде приходится сажать в песок. Удивительно, но она себя в этих условиях неплохо чувствует. А деревня Гридино, наоборот, как будто «растет» на камнях: на скальном берегу избы жмутся к нагромождению гранитных плит и валунов.
А еще в этих краях можно без всяких компьютерных спецэффектов делать совершенно удивительные фотографии в фиолетовых тонах.
«Свои деревни поморы испокон веков возводили на берегах Белого моря, но чаще на берегах рек, впадавших в него. Это была прежде всего защита от врагов: в давние времена на местные деревни постоянно устраивались разорительные набеги», — рассказывает Александр.
При этом поморы не могут жить без моря, которое испокон веков помогало прокормиться. «Море — наше поле», — говорят они. А какое же море без лодки? По словам Александра Моисеева, лодки для поморов не просто средство передвижения, а «корабли жизни». Даже отжившие свое суда не выбрасывают, а оставляют на берегу.
В деревне Колежма до сих пор сохранился исконный промысел — шитье деревянных карбасов. Именно «шитье»: так называют этот строительный процесс, в котором используют елку или сосну. В отличие от сосны, которую нужно специально запаривать в воде, чтобы она гнулась, елка более податливая и не сильно рвется. Местные жители считают, что лучше деревянного карбаса еще ничего не придумали: при скромных размерах на нем можно увезти до восьми тонн груза. Раньше в Колежме карбасы шили на весь поморский берег, даже на Онежском озере они пользовались спросом среди рыбаков. Но в наше время их уже мало кто заказывает. А в местном колхозе «Заря Севера» зимой и по сей день занимаются ловом наваги. Выставляют мережи — длинные снасти с круглыми обручами с сеткой, куда и попадается рыба. Летом добывают фукус — морские водоросли.
Еще одна черта местного быта из прошлого — промысловые избушки на берегах рек. В них поморы приезжают только на время промыслов. Сейчас многие такие домики выглядят весьма современно: стеклопакеты, спутниковая антенна, крыши, покрытые современным материалом. Они доступны для любого путника. Единственное условие: оставлять жилище после себя в чистоте.
Внимательный читатель наверняка спросит: почему же книга Александра Моисеева называется «Исчезающий Север»? Ведь, даже судя по очеркам, вошедшим в него, Русский Север никуда не исчезает. Поморские деревни живут и пропадать не собираются.
«Мое определение «исчезающий» относится к древнему деревянному зодчеству, — поясняет Александр. — Увы, дерево — материал недолговечный и слишком уязвимый. Радует, что в последнее время этой теме уделяется внимание: происходит консервация и реставрация многих исторических объектов. А еще эти дальние края привлекают волонтеров, которые не только помогают спасать историческое наследие, но и получают возможность увидеть Русский Север изнутри».
Читайте также:
13-метровая «открытка»: студент ВШЭ разгадал загадку 90-летнего музейного артефакта
В центральной районной библиотеке открылась выставка кадров военных фотокорреспондентов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7921) от 04.06.2025 под заголовком «Север в фиолетовых тонах».




Комментарии