Секрет долголетия деревянной ладьи. В России развивается деревянное судостроение
Серийный выпуск деревянных судов на Руси начался с XV века на верфи, построенной в Соловецком монастыре, и продолжался до конца XIX века, когда стали производить тяжелые корабли. Но, как ни странно, и в наши дни деревянное судостроение продолжает развиваться в форматах малого и среднего бизнеса.
Еще недавно основным видом транспорта жителей дельт крупных рек были лодки. Их, кстати, успешно делали в окрестных деревнях. ФОТО АВТОРА
Десятеро в лодке, не считая рубанка
Как за рубежом, так и в России немало специализированных мастерских, которые занимаются проектированием и строительством деревянных кораблей и судов. Основными потребителями этой продукции являются частные любители истории и коллекционеры, представители туристической отрасли и системы образования, музейщики и кинематографисты. Чтобы своими глазами увидеть, как в наше время происходит строительство деревянных судов, автор этого материала посетила Центр деревянного судостроения (ЦДС), который находится в гавани финского городка Котка.
Миссия верфи в Котке, где строят, ремонтируют и реставрируют деревянные суда, - сохранение и развитие финских традиций этого древнего народного ремесла, которым всегда славилась Финляндия. А Котка и вовсе была одним из центров лодочного строения.
В судостроительный комплекс входят специализированные мастерские, причалы и склад, предназначенный для стоянки судов. «Мы делаем новые суда под заказ, а также реставрируем антикварные экземпляры, - рассказывает сотрудник ЦДС Танели Хаккарайен. - Если речь идет о старинных судах, то мы не консервируем их, а даем вторую жизнь, доводим до такого уровня, что их можно спускать на воду и использовать.
В общей сложности центр способен единовременно обслуживать около 40 судов, включая производство, ремонт и хранение. Что касается производительности предприятия, то с учетом сложности и масштабности работ в год получается одно - максимум два судна».
Для создания лодки в первую очередь определяется бюджет. Затем создается проект будущего судна - выбирается дизайн, материал, из которого его будут строить. Сырье, используемое для лодок, это в основном местная сосна и виды красного дерева из тропических стран. Важно, что для строительства используется дерево, срубленное два года назад и высушенное естественным образом. Современная технология ускоренной искусственной сушки неэффективна, так как после нее в дереве появляются трещины.
Верфь по старинке
«Мы стараемся сохранять традиции ремесленного производства. Поэтому на основе готовых компьютерных чертежей вручную делаем лекала в стопроцентном масштабе, по которым потом и создаем детали судна», - объясняет Хаккарайен.
Строительство также идет в ручном формате с помощью традиционных столярных инструментов и станков. В штате мастерской десять человек. Наряду с мужчинами строительством лодок занимаются и женщины. Они в основном выполняют отделочные работы и покраску.
«Особенно хорошо у них получаются лакированные поверхности, вероятно, сказывается опыт маникюра», - шутит Танели.
«Самое сложное в создании лодки, кроме знаний и опыта, - терпение, - делится финский мастер Марко Никула. - Строительство деревянных лодок - это целая наука, на изучение которой требуется минимум десять лет. На сегодняшний день в Финляндии всего 30 специалистов по деревянному лодочному строению. К сожалению, смены у этих эксклюзивных мастеров практически нет. Соответствующих учебных заведений сейчас очень мало, поэтому необходимо создавать курсы, чтобы передать секреты мастерства молодежи».
С высоты капитанского мостика
Главный двухъярусный производственный цех финской верфи оснащен системой регулировки влажности воздуха, так как это очень важно для сохранности дерева. Здесь же установлена современная система очистки воздуха, чтобы не было запаха химических пропиток и клеев.
Поднявшись по лестнице на смотровую площадку мастерской, словно с капитанского мостика можно детально рассмотреть процесс рождения лодки. Над ковром из древесных стружек и опилок, среди сложенных досок разного размера и формата на стапелях установлены скелеты будущих лодок, которые в данный момент находятся в процессе строительства или реставрации.
«Это лодка 1891 года выпуска. Место ее рождения - финский город Порвоо, - показывает на одну из них Танели. - В свое время она была подарена Фонду Альфреда Нобеля в Петербурге. После смены хозяев лодка попала в Швецию, затем в Германию, где ее пытались реставрировать. Однако немцам это не удалось, и лодка вернулась на лечение в родную Финляндию. Ремонт будет длиться две зимы. А стоимость такой реабилитации обойдется владельцам в полмиллиона евро».
Что касается производства новой деревянной лодки, то в зависимости от многих параметров в среднем цены варьируются от 10 тысяч до 100 тысяч евро. Самая дорогая может стоить полмиллиона евро. «В списке наших заказчиков как финны, так и иностранцы со всех концов мира. А вот россияне к нам практически не обращаются, - отмечает мой собеседник. - Дело в том, что, по нашим правилам, клиент делает заказ и ждет его выполнения. Россияне не готовы ждать, они хотят приобрести готовую лодку сразу. Но наш бизнес - слишком дорогое удовольствие, чтобы делать серийные лодки для каталога».
Традиции Северо-Запада
Впрочем, на мой взгляд, финны лукавят и дело вовсе не в правилах заказа, которые якобы не подходят российским заказчикам. Просто Россия имеет аналогичные (а то и лучше) мастерские по производству деревянных судов. И прежде всего отечественным деревянным судостроением славится Северо-Западный регион: Петербург и соседняя Республика Карелия.
В Петрозаводске изготовлением деревянных судов занимаются верфь деревянного судостроения «Варяг» и морской центр «Полярный Одиссей».
В Петербурге в 2014 году вблизи Лахтинской гавани была создана верфь «Полтава», которая является единственным предприятием в России, связанным с историческим и современным парусным флотом, имеющим признание Российского морского регистра судоходства.
Предприятие, учрежденное Яхт-клубом Санкт-Петербурга и созданное на базе мастерских Фонда поддержки и реконструкции исторических судов, собрало под своим крылом высококлассных специалистов по деревянному историческому судостроению. В числе главных задач верфи - возрождение строительства деревянных судов, а также их реставрация.
Общая площадь территории верфи - 3547 кв. метров. Ее мастерские и цеха могут принять на постройку и реставрацию деревянные суда от 2 до 50 метров длиной. Сотрудники верфи готовы выполнить любую задачу, начиная от стадии проектирования и планирования строительства деревянного судна, способного выйти в море, заканчивая получением свидетельства о его сертификации, обслуживанием и ремонтом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6537) от 02.10.2019 под заголовком «Секрет долголетия деревянной ладьи».
Комментарии