На пути к цифровой верфи. Российское судостроение ждет переворот

Концепцию «цифровой верфи» подготовили сотрудники Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ), первыми в России осуществляющие подобный проект. Они рассчитывают на поддержку со стороны Объединенной судостроительной корпорации, куда входит эта судоверфь, и Минпромторга РФ, получив которую (равно как и финансирование из госказны), можно будет двигаться дальше. План-график дальнейших работ предусматривает их завершение в 2021 г., и это будет означать подлинно революционный переворот в отрасли.

На пути к цифровой верфи. Российское судостроение ждет переворот |

Понятие «цифровая верфь» в последние годы у всех на слуху, но мало кто - кроме причастных к проекту специалистов, разумеется - вполне понимает, что оно в общем и целом означает.

Одни полагают, что это лишь создание единого информационного пространства, «погрузившись» в которое, корабелы смогут общаться со всеми на общем «цифровом» языке, без всяких бумаг. Другие представляют себе, как проектировщики и заказчики, обладая виртуальным «двойником» будущего судна/корабля, станут вносить коррективы на ранней стадии работ, экономя время и деньги. Третьи уверены, что, освоив «цифру», верфь оптимизирует свое производство, сведет к нулю лишние издержки и потери времени и сможет использовать самые лучшие материалы, технологии, комплектующие.

И кто же тут прав? В том-то и штука, что все. «Цифровая верфь» обеспечит не только всю сумму таких преимуществ, «подвинув» качество и сроки работ, но и технологическую независимость отечественного судостроения, что особенно важно в условиях санкционных ограничений. Другое дело, что решиться перейти на эту модель, требующую кардинальной ломки привычного уклада и совершенно новых подходов, было, конечно, непросто.

Корабелы из поселка Понтонный (Ленобласть), где находится СНСЗ, лидер российского композитного судостроения, первыми в отрасли пошли два года назад по этому пути.

«К тому времени, - рассказывает Сергей Макеев, первый заместитель гендиректора предприятия, - был завершен начальный этап модернизации и перехода на принципы компакт-верфи. Так что мощности позволяли взяться за цифровизацию, в том числе для того, чтобы диверсифицировать производство, пополнив портфель гражданских заказов. Плюс компетенции, накопленный опыт...»

Причем завод затеял такой эксперимент за несколько месяцев до того, как появилась государственная программа «Цифровая экономика РФ». Напомним, как развивались события.

Февраль 2017 г. На заседании совета по модернизации экономики при правительстве РФ, где обсуждалась «дорожная карта» Технета, одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ), руководитель СНСЗ Владимир Середохо инициировал этот проект.

Июль 2017 г. Заявка завода была защищена в Агентстве стратегических инициатив. Цифровой проект одобрили ведущие технетовские эксперты, его поддержали Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и Минпромторг РФ.

В конце того же года заводчане, первые из судостроителей, апробировали министерскую методику, помогающую оценить готовность предприятий оборонно-промышленного комплекса полностью перейти на «цифру». По поручению этого ведомства они выполнили и некоторые другие работы, «обкатывая» элементы цифровизации.

И лишь затем, не дожидаясь финансирования «сверху», приступили к подготовке концепции проекта. Заводу удалось вовлечь в эту работу около 60 специалистов из 14 инжиниринговых, «айтишных», исследовательских компаний и вузов. В том числе таких мэтров, как профессор Алексей Боровков, проректор Санкт-Петербургского политехнического университета, руководитель центра НТИ «Новые производственные технологии».

Финальная, седьмая, редакция эскизного проекта чудо-верфи была подготовлена к концу 2018 г. Его контуры обрисовались уже достаточно четко...

Завершая концептуальную часть проекта, СНСЗ протестировал отдельные его инструменты. Так, при строительстве одного из судов благодаря его цифровому двойнику, созданному в стенах питерского Политеха, удалось сократить время проектирования и определить оптимальные параметры изделия.

А на катамаране «Грифон» (наша газета о нем рассказывала) в конце минувшей навигации были установлены датчики. Они снимали показания, контролируя работу механизмов судна и «самочувствие» его композитного корпуса (около 200 параметров), и по закрытому каналу связи передавали в центр обработки данных подмосковного «Сколково», где их анализировал компьютерный «мозг», добавляет Сергей Макеев, под руководством которого ведется интеллектуальный «штурм» цифрового проекта.

Такой мониторинг, выполняющийся в режиме реального времени, особенно важно - для заводчан и проектировщиков - вести при тестировании нового судна, построенного из стеклопластика. Это нужно, чтобы осуществлять «догляд» за новинкой на протяжении всего ее жизненного цикла. В нынешнюю навигацию подобные работы будут продолжены.

Аналогичные приборы заводчане поставили в одном из цехов СНСЗ и неделю фиксировали параметры (температура, влажность и др.), влияющие на чуткое композитное судостроение, а затем проанализировали результат. По словам Владимира Середохо, улучшая организацию производства с помощью его цифровой модели, можно повысить эффективность работы судоверфи, модернизация которой продолжается, и упорядочить все технологические процессы.

Такой реинжиниринг и оперативный обмен данными с проектными организациями позволит СНСЗ, общая площадь которого выросла до 33,4 га, увеличить объем продукции, выполняя одновременно до двадцати заказов, при той же численности персонала (представители среднего управленческого звена между тем проходят переобучение).

При этом нужно использовать детали российского производства, внесенные в минпромторговский реестр, и сертифицированные отечественные программные решения. В том числе мультисервисную базовую платформу, интегрирующую все цифровые системы проекта, стоимость которого, по предварительным данным, составит около 600 млн рублей (прежде его участники работали, что называется, на голом энтузиазме).

После того как он стартовал, условия финансирования технетовских инициатив изменились и стали для СНСЗ мало приемлемыми. Но, отмечая растущий интерес к своему начинанию, заводчане надеются на субсидирование части затрат из госказны и поддержку ОСК...

В нынешнем году команда айтишников и корабелов представит прототип первой в России «цифровой верфи», состоящий из семи блоков. Его предстоит протестировать, доказав работоспособность всех компонентов «умной» системы, и защитить ее концепцию в ОСК и Минпромторге РФ. А когда будет готов и проверен технический проект, ценные наработки можно будет тиражировать на всю отрасль.

С одной оговоркой: «средне-невский» проект создавался с учетом специфики СНСЗ (надводное судостроение, применение композитных материалов и т. д.). А чтобы подготовить универсальные цифровые решения, в ОСК потребуется сформировать особую группу. Впрочем, взяться за такую работу «архитекторы» цифровизации предлагают, не дожидаясь завершения пилотного проекта.

#судостроение #ОСК #промышленность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (6467) от 26.06.2019 под заголовком «На пути к цифровой верфи».


Комментарии