Журналист Бьярне Шиллинг рассказал, как работает «редактором читателей»

Бьярне Шиллинг приехал из Дании в Петербург для участия в Неделе Северных стран в Петербурге и, в частности, в форуме СМИ Северо-Запада. В 2010 году он был назначен «редактором читателей» крупнейшей утренней газеты Дании Politiken (должность в издании существует на протяжении уже 17 лет). О том, что это за работа и кому она нужна, гость рассказал в ходе встречи с руководителями крупнейших СМИ Петербурга, которая незадолго до форума прошла в агентстве ТАСС.

Журналист Бьярне Шиллинг рассказал, как работает «редактором читателей» | Фото: StartupStockPhotos / Pixabay

Фото: StartupStockPhotos / Pixabay

Себя Бьярне называет редактором Politiken, представляющим интересы читателей, иными словами - читательским омбудсменом. В июне текущего года его избрали президентом Организации новостных омбудсменов и редакторов стандартов (ОНО) - международной некоммерческой организации, объединяющей 53 действующих ассоциированных члена из 25 стран. Как и другие читательские омбудсмены, он стоит на защите принципов гласности и справедливости в работе журналистов, для рассмотрения читательских жалоб и обеспечения прозрачности работы редакции.

- Прежде всего мы должны показать читателям, что хотим быть максимально честными, открытыми и нести ответственность за свою работу, - говорит Шиллинг. - Мы видим свою роль в служении обществу посредством предоставления качественной журналистики. В нашей газете есть убеждение: если мы не можем работать совсем без ошибок, то мы должны хотя бы их признавать и исправлять. Важно, чтобы ошибки исправлялись, а не замалчивались.

Омбудсмен следит за честной и точной подачей информации, а помогают ему в этом читатели, которые связываются с ним или автором материала, если чувствуют, что в статье что-то не так.

- Моя задача - следить, чтобы наше издание было доступным для публики, - поясняет датчанин. - А также напоминать журналистам, что за стенами редакции есть читатели, общественность, когда те об этом забывают. То есть я напоминаю об этических стандартах журналистской работы.

Каждое рабочее утро Бьярне начинается с прочтения в среднем 25 свежих жалоб читателей, а если случится недельный перерыв в работе, их может быть и все двести. На первый взгляд много, но нужно учитывать и объемы единственной в Дании полноформатной газеты (не таблоида) - от 48 до 60 страниц ежедневно, 150 журналистов, 300 тысяч читателей в будни и до 400 тыс. в выходные, плюс интернет-версия и ее аудитория - еженедельно у издания есть доступ примерно к половине населения страны.

Все журналисты Politiken должны перенаправлять поступившие к ним на почту жалобы или самостоятельно обнаруженные свои ошибки читательскому омбудсмену для скорейшего исправления.

Первым делом омбудсмен постарается выслушать версию автора и редактора относительно претензии и разобраться, была ли допущена в тексте неточность и почему.

- Я обсуждаю поступившую жалобу или претензию с автором статьи, мы разбираемся, в чем состоит ошибка. Таким образом мы экономим драгоценное время редакторов, освобождая их от необходимости отвечать на жалобы, а также избегаем конфликтов или разрешаем их на раннем этапе, не давая разрастаться. Как правило, лишь несколько случаев за год доходят до независимого пресс-совета, который рассматривает подобные дела.

По словам омбудсмена, около 75% обращений указывают на допущенные газетой фактические ошибки в цифрах, фактах, именах.

- И, к сожалению, здесь читатели чаще всего оказываются правы, - рассказывает Бьярне. - Еще 15% претензий связаны примерно с такой фразой: «Почему вы так плохо обращаетесь с датским языком?». Нередко это объясняется конфликтом поколений: наши читатели в основном среднего и старшего возраста, им не всегда понятен язык молодых журналистов. Примерно 7% касаются проблем, не относящихся к журналистской деятельности (например: почему я сегодня не получил свою газету?).

Следующий этап - работа над ошибками. В ежедневной колонке в газете в живой и юмористической форме Шиллинг пишет о 4 - 6 допущенных накануне неточностях.

- Некоторые из них смешные и глупые, над ними нельзя не шутить. Другие же вовсе не забавные - особенно те, что касаются журналистской этики, - говорит Бьярне.

Каждое воскресенье в газете выходит более развернутый и обстоятельный материал - обзор совершенных за неделю ошибок и разговор на более общие темы, касающиеся журналистики (например, о современном языке в газете или принципах ее оформления).

Датчанин подчеркивает: читательский омбудсмен - это ни в коем случае не цензура, не контроль и не препятствие для расследовательской журналистики:

- Я читаю статьи уже после их выхода в печать, - говорит Шиллинг. - Регулярно анализируя промахи, таким образом работаю на качество. Вы должны понимать, что это не самый лучший способ завести друзей в редакции - это самая одинокая должность из всех возможных...

Совершенно очевидно, что человек, работающий «редактором читателей», должен быть сильной личностью, опытным, авторитетным профессионалом и при этом обладать определенными дипломатическими способностями. Кроме того, есть ряд «технических условий»: защита от увольнения (только тогда можно критиковать авторов и редакторов) и от вмешательства главного редактора (за омбудсменом - последнее слово), что обеспечивает избираемость этой должности. Кроме того, внутри редакции должно быть общее понимание стандартов качества журналистской работы.

Можно ли эту описанную датчанином схему (вполне логичную и на первый взгляд полезную) применить в сегодняшней российской и петербургской СМИ-реальности? Нужны ли нашему читателю профессиональные защитники их прав и интересов? Сегодня на гостевом дискуссионном клубе форума СМИ «Защита прав журналистов и профессиональная журналистская этика» в Доме ученых Бьярне Шиллинг поспорит об этом с российскими и зарубежными коллегами.

#работа #Дания #журналистика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018 под заголовком «Самый одинокий редактор».


Комментарии