Рыбацкая Мекка Ильменя. Что ловится на озере, где делают погоду?

На самом юге озера, в извилистой дельте Ловати, находится древнее рыбацкое село Взвад. Его окрестности еще с ХII века считались княжескими охотничьими угодьями, местом удачной рыбалки и отдыха. И остаются ими до сих пор.

Рыбацкая Мекка Ильменя. Что ловится на озере, где делают погоду? | Со стороны все смотрится красиво, но на самом деле труд у рыбаков тяжелый: многое зависит как от их мастерства, так и от погоды и рыбацкой удачи./ФОТО АВТОРА

Со стороны все смотрится красиво, но на самом деле труд у рыбаков тяжелый: многое зависит как от их мастерства, так и от погоды и рыбацкой удачи./ФОТО АВТОРА

С древних времен

Первое письменное упоминание о Взваде в договорной грамоте Новгорода с великим тверским князем Ярославом Ярославовичем, братом Александра Невского, датируется 1264 годом. Упоминается местечко и в замечательной, изданной еще в 1812 году, книжке русского ученого-энциклопедиста и естест­воиспытателя Николая Озерецковского о его путешествии «по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя». В ХХ веке в деревню часто приезжали великие князья дома Романовых. Граф Павел Шереметев, имевший здесь усадьбу и державший егерей, в 1908 году с восхищением писал в своей книге «Взвад» об этом чудесном уголке Ильменя. «Лучшая охота во Взваде — весенний пролет гусей, — сообщал он. — Летом ходят охотиться на бекасов и уток. Бекасов так много, что можно охотиться без собаки…». А в 2012‑м в серии «Русская Одиссея» издан хорошо иллюстрированный путеводитель фотографа Александра Потравнова и журналистки Татьяны Хмельник «Путешествие вокруг Ильменя».

Что касается рыбной ловли, то во Взваде ею занимались испокон веков: с Ильменем и Ловатью здесь связана практически каждая семья. А еще в октябре 1929‑го здесь создали рыболовецкий совхоз «Красный рыбак», известный и за пределами Новгородской области в течение многих десятилетий своими трудовыми достижениями.

Словенское море

Ильмень — одно из крупнейших озер Русской равнины, относящееся к системе великих озер Европы. Озеро уникальное: уровень воды в нем может изменяться на семь метров, а площадь зеркала воды — увеличиваться втрое. За год вода в озере успевает обновляться шесть раз, тогда как в Ладожском, для сравнения, сменяемость воды составляет 12 лет. Во многом это объясняется тем, что в Ильмень впадают 52 реки (наиболее крупные Ловать, Мста, Шелонь), а вытекает только Волхов, который соединяет его с Ладогой. При среднем уровне воды длина озера составляет 43, а ширина — 34 км. Оно мелкое (средняя глубина 4 – 7 метров) и богато рыбой, ее здесь водится около сорока видов.

Ильмень не просто один из самых крупных водоемов России. Это символ Древней Руси, «начало всех начал». В древних исторических хрониках озеро именовалось по‑разному. В том числе как Словенское, или Русское, море. Согласно наиболее распространенной версии, слово «Ильмень» имеет финно-­угорское происхождение и означает в переводе «озеро, делающее погоду». Ильмень веками кормил и поил всю округу, по его водам пролегали важнейшие торговые пути (включая путь «Из варяг в греки»). Не зря у новгородцев особое отношение к своему морю — до сих пор они почтительно называют его Ильмень-батюшка.

Строгая красота приильменья мне хорошо знакома. В 1987 году во время всесоюзной экспедиции «Трансевропа-Нево-Викинг» под флагом ЮНЕСКО двумя лодочными экипажами, на веслах и под парусом, этот тяжелый участок древнего пути (Ладогу, Волхов, Ильмень и Ловать) мы преодолели за двадцать дней. День отдыха у нас был во Взваде, местные рыбаки принимали нас, питерских варягов, сердечно…

Нелегкий труд с раннего утра

Сейчас во Взваде работают семь небольших рыбацких артелей, а преемник колхоза с тем же названием — самое большое и успешное из рыболовецких хозяйств приильменья.

По словам директора предприятия ихтиолога Сергея Дробинина, на нем заняты более пятидесяти человек — рыбаки, ведущие промысел, сотрудники рыбзавода. «История многих рыбацких династий, таких как Назаровы, Архиповы и другие, насчитывает не одно столетие. А нашему предприятию скоро исполнится сто лет, — рассказывает он. — Работаем круглогодично: летом — неводом и мережей, зимой — подледный лов».

Ежегодно рыбаки добывают около 1200 тонн рыбы. Судак и лещ. Окунь и щука. А еще плотва, густера и другие… 200 тонн крупной свежей рыбы отправляется на прилавки магазинов по всему Северо-Западу России, вся остальная идет на заморозку. А та, что помельче, — на переработку.

Раннее утро. С опытным егерем знатоком этих мест Юрием Замураевым выходим на катере к озеру Ильмень. Утренний прохладный бриз освежает лицо… Несколько километров водного пути по извилистым рукавам Ловати проходим быстро, затем по узкому фарватеру выходим в озеро.

Работа рыбаков во все времена была нелегкой и опасной. Особенно это относится к промыслу неводом и мережей (окольцованной сетью). Подходим к рыбакам. Сегодня работает бригада Владимира Пилюшенко — 28 человек плюс два моториста на катерах. На четырех больших деревянных лодках без мотора рыбаки забрасывают огромный невод — четыре «полоски» 250‑метровой сети, шириной по десять метров каждая. Через час при помощи двух катерных лебедок и вручную невод постепенно выбирают. Тянуть из озера тяжелый невод — задача нелегкая, нужна особая сноровка и опыт. Затем четыре лодки образуют два полукруга, сближаются, и вот уже выловленная рыба в большом сетевом «ковше». Каждый заброс и выемка почти километрового невода занимает более двух часов, и такая процедура за день производится по два-три, а то и четыре раза в зависимости от ветра и волны на озере.

Выловленную массу рыбы рыбаки собирают в кнеи — большие емкости на двух лодках. В тот жаркий денек рыбы выловили много, более тонны. Доверху заполненные сереб­ристой массой рыб кнеи — незабываемое зрелище. После завершения рыбной ловли большой катер тянет лодочный караван с добычей к Взваду…

А на следующее утро мы снова вышли в озеро для того, чтобы увидеть мережный лов — древний способ добычи рыбы окольцованной сетью. Опытный рыбак Александр Костин один, вручную, постепенно выбирает мережу. На этот раз рыбы немного…

После прихода к дебаркадеру Взвада рыбу отбирают по размеру и масти, укладывают в пластиковые ящики, а затем по бегущему транспортеру она поступает на рыбзавод. Тут рыбу еще раз перебирают, моют и отвозят в больших чанах на заморозку. Крупная и свежая направляется в торговую сеть, остальная замораживается.

На самом высоком берегу

За последние годы глубинное село, куда столетиями добирались только по воде, связали с городом Старая Русса хорошей асфальтированной 22‑километровой дорогой. Село небольшое (около 300 жителей) и красивое. Сюда стоит приехать, чтобы увидеть великолепную северную природу и настоящих рыбаков. А также чтобы самому порыбачить и отдохнуть, познакомиться с уникальным былинным озером Ильмень.

Путевой дом2.jpg
ФОТО АВТОРА


На обратной дороге в Петербург мы заехали и в старинную деревню Коростынь, где самый высокий и красивый берег на озере. Отсюда открывается захватывающий вид на всю водную гладь Ильменя. Тут можно посмотреть уникальную церковь Успения Пресвятой Богородицы XVIII века. А еще здесь стоит увидеть недавно отреставрированный чудесный двухэтажный путевой дворец для царственных особ, расположенный у центральной дороги посреди деревни.


#путешествие #рыбаки #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7516) от 05.10.2023 под заголовком «Рыбацкая Мекка Ильменя».


Комментарии