Ряса «от кутюр». Как развивается рынок мастерских по созданию церковного убранства

Несмотря на то что Россия светское государство, церковь у нас по‑прежнему популярна. За последние десятилетия количество храмов в нашей стране выросло более чем в четыре раза. Параллельно с этим сформировался рынок специализированных мастерских по созданию церковного убранства и пошиву богослужебных облачений. Кроме фабрик и артелей, работающих на потоке, появляются швейные мастерские уровня «от кутюр». Насколько сопоставимы церковь и высокая мода? Как создаются коллекции такого уровня? Какие перспективы у церковной модной индустрии? На эти вопросы отвечает художник-иконописец, дизайнер церковных облачений, руководитель швейной студии при Федоровской церкви Александро-Невской лавры Ярослав СТАРОДУБЦЕВ.

Ряса «от кутюр». Как развивается рынок мастерских по созданию церковного убранства | Фото Дмитрия Соколова

Фото Дмитрия Соколова

Ярослав, в этом году ваша мастерская отмечает пятилетие. Расскажите, с чего все начиналось? Где вы научились шить?

— Централизованно этому ремеслу не учат, а в такие мастерские приходят по призванию. Что касается меня, то я родился в городе Бийске Алтайского края. С детства любил ходить в церковь, помогал там священнослужителям, учился рисовать иконы. После школы поступил в местный колледж на кафедру декоративно-прикладного искусства, где меня научили практически всем видам изобразительного выражения. В качестве диплома я писал Боголюбскую икону Божией Матери.

Потом учился в Барнаульской духовной семинарии на пасторском отделении. Переехав в Петербург, закончил магистратуру Духовной академии. Место моего церковного служения — Федоровский собор в честь 300‑летия дома Романовых, где я участвую в богослужениях, занимаюсь культурно-просветительской деятельностью, выполняю функции ризничего. В 2017 году открыл собственную швейную студию «Артодокс».

Как устроена ваша мастерская?

— В нашем коллективе трудятся не менее пятнадцати человек. Это профессиональные портные, дизайнеры, ткачи, швеи, мастера, которые занимаются производством ювелирных изделий. Кроме того, мы работаем в коллаборации с золотошвейной мастерской «Покров» под руководством Веры Борисовны Казариной.

Создание одежды для церковнослужителей — процесс интересный, но сложный, трудоемкий и длительный. Все начинается с творческой идеи. Затем я рисую эскиз, продумываю технологию его исполнения. Потом идет подбор материалов, пошив изделия и декор. В год в мастерской создают не менее ста уникальных облачений.

Где берете ткани для производства?

— Классические церковные облачения шьют в основном из парчи и шелка. Однако я предпочитаю работать с разнообразными тканями. Это позволяет экспериментировать с их фактурой.

К сожалению, в наших реалиях находить сырье все сложнее, а обходится оно все дороже. Поскольку у нас небольшое предприятие, мы не можем закупать ткани большими оптовыми партиями, поэтому каждая наша закупка — это настоящее чудо и приключение. Шерстяные ткани мы привозим из Италии, шелк из Китая и Индии. Лен — из Белоруссии.

Вы специализируетесь на создании изделий сегмента «от кутюр»?

— Да. У нас не массовый фабричный пошив, а штучные уникальные изделия. Для меня современная высокая мода в церкви — это не сияющая парча, актуальная для Синодального периода, а качественные натуральные ткани, глубина цвета, лаконичные линии и ювелирная ручная работа. Синтетику мы практически не используем. Кроме того, делаем ставку на креатив. Эксперименты уже повлияли на рынок: наши изделия копируют, делают на них реплики.

Церковные облачения шьют по строгим канонам. Каким же образом в них вписать модный креатив?

— Общество воспринимает церковь как консервативный институт, в котором ничего не меняется. На самом деле это не так. Неизменным остается только Священное Писание и догматы, а формы архитектуры, живописи, богослужения и облачения видоизменялись, отвечая актуальности и моде. При этом с развитием современного оборудования, материалов и технологий появляются возможности для творчества. Свои коллекции я создаю в формате авторского симбиоза традиций и актуальных трендов современного рынка. К сожалению, оригинальные облачения, которые носили священнослужители раньше XIV века, не смогли пережить столетия. Зато мы можем их видеть на старинных фресках, иконах, наблюдать, как изменялась и эволюционировала церковная мода. Используя традиционные мотивы в своих работах, я стараюсь рассказать людям о христианстве.

А что сегодня модно в церковном гардеробе?

— В наши дни в тренде экологичность и минимализм. Актуальны однотонные ткани (без орнамента). Я предпочитаю шить изделия из натуральных материалов (шелка, льна, шерсти), делая акцент на их фактуре и цвете. В результате рождаются интересные праздничные изделия с минимумом декора. Например, в Год экологии у нас появилась коллекция «Цветок льна». Она сшита из натурального льна и хлопка, с обыгрыванием фактурных и цветовых сочетаний. Грубая бечевка плавно переходит в рогожку и далее в холст. Лазурного цвета подклад ассоциируется с нежными цветами льна.

Еще один тренд — уход от скучных однотонных стандартов за счет комбинирования разных цветов и оттенков. Сегодня никого не удивит бело-голубое облачение с золотым подкладом, которое уместно и на Богородичных праздниках, и на Господских.

Важно также, чтобы изделие было эргономичным. Поскольку я сам ношу церковные одеяния, то понимаю, как сделать, чтобы в нем было удобно. Не каждый светский портной сможет сшить церковное облачение, поскольку его создание требует много специфических навыков и знаний.

Однако это мода, прежде всего мужская…

— Безусловно, церковная мода мужская, поскольку женского священства нет. Хотя ведущие дизайнеры модного мира активно обсуждают тему одежды не только для людей, которые служат при храме, но и для тех, кто просто посещает храм. На сегодняшний день эта ниша на рынке пока свободна.

Кто ваши клиенты?

— Наши изделия носят не только в России, но и за рубежом, включая США, Австралию, Германию, Францию, Италию, Румынию. Раньше спрос был большим. Заказы были не только из крупных городов, но и из регионов. После коронакризиса спрос снизился. На смену индивидуальным заказам пришли комплексные проекты «под ключ», когда создаются коллекции для конкретного храма с учетом стилистической драматургии его литургического пространства и интерьера.

Например, у нас есть лаконичная коллекция «Валаам», которая создавалась специально для скита на острове. Сейчас мы работаем над двумя крупными заказами — создание ризниц для старинных храмов в Москве и Петербурге.

Расскажите об особенностях рынка церковной фэшн-индустрии.

— За последние годы в нашей стране открылось большое количество мастерских, которые занимаются пошивом церковных облачений. В большинстве случаев они работают в стандартном тренде ремесленных артелей, в которых используют термопечать и машинную вышивку, которые за последнее десятилетие заполонили рынок. А вот заведений, которые бы работали в рамках высокой моды, практически нет. Для сравнения: за рубежом специализированных мастерских, создающих облачения такого уровня для европейских служителей церкви, в разы больше.

Можно сказать, что на создание нашей артели меня вдохновили мастерские Италии, которая в этом сегменте отличается наиболее высокой планкой. Там даже проводят модные показы, посвященные церковной тематике. Например, в Виченце раз в два года проходит Неделя моды для священнослужителей. Биеннале под названием Koinè собирает братьев и сестер монашеских орденов, известных дизайнеров и просто любопытствующих. Не так давно показ модных церковных облачений проходил на площадке кафедрального собора Нотр-Дам города Турнев Бельгии.

А в России есть что‑то подобное?

— В нашей стране такой популяризации церковной моды нет. Подиумы нам заменяют тематические выставки и конференции, связанные с христианским искусством, в которых наша команда не только принимает активное участие, но и организует. Так с 6 до 27 марта в выставочном пространстве Федоровского собора будет работать выставка церковного облачения, приуроченная к пятилетью творческой мастерской «Артодокс». На экспозиции можно будет увидеть эскизы, готовые богослужебные облачения, шитые плащаницы, хоругви, митры, а также узнать о секретах производства этих изделий. Как правило, церковное облачение мы видим непосредственно в процессе богослужений и не можем его подробно рассмотреть. Например, плащаницу выносят из ризницы один раз в год буквально на сутки. А бесплатная выставка, на которую я вас приглашаю, даст возможность все это рассмотреть подробнее.


#церковь #Россия #Мастерская

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7120) от 02.03.2022 под заголовком «Ряса «от кутюр»».


Комментарии