Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. Прогулка по усадьбе «Абрамцево»

В 60 километрах от Москвы и в 20 от Сергиева Посада на берегу реки Вори находится усадьба «Абрамцево». Одно из самых пленительных мест в России известно и благодаря своим владельцам, проживавшим здесь в разное время.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. Прогулка по усадьбе «Абрамцево» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Малая родина «Аленького цветочка»

В 1843 году «Абрамцево» приобрел Сергей Тимофеевич Аксаков. Немолодой уже писатель все свободное время посвящал своим излюбленным занятиям – охоте, прогулкам за грибами и ягодами, коллекционированию бабочек и, самое главное, рыболовству. Подготовленные на основе богатого собственного опыта «Записки об ужении рыбы» выдержали три издания еще при жизни автора. В этой усадьбе родился и знаменитый «Аленький цветочек».

В «Абрамцево» у Аксакова гостил весь цвет русской культуры: артист Михаил Щепкин, историк и драматург Михаил Загоскин, литераторы и ученые Степан Шевырев, Михаил Погодин, Николай Надеждин, философы-славянофилы Иван Киреевский, Алексей Хомяков, Юрий Самарин, классики отечественной литературы Федор Тютчев, Иван Тургенев и Николай Гоголь. Кстати, «Гоголевская комната» сохраняется в усадебном доме до сих пор.

Получившая «Абрамцево» в наследство дочь писателя Софья Аксакова не смогла приспособить поместье к изменившимся условиям после отмены в 1861 году крепостного права в России и в 1870 году продала его за 15 тысяч рублей железнодорожному магнату, промышленнику и выдающемуся меценату Савве Мамонтову.

Столовая для «Девочки с персиками»

При новом хозяине усадьба становится центром Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Он сыграл колоссальную роль в общественной и культурной жизни России. В него входили Василий Поленов и Константин Коровин, Илья Репин и Виктор Васнецов, Исаак Левитан и Александр Головин, Михаил Нестеров и Василий Суриков, скульпторы Марк Антокольский и Павел Трубецкой. Именно в абрамцевской столовой Валентин Серов изобразил знаменитую «Девочку с персиками» – двенадцатилетнюю дочь Мамонтовых Веру. В столовой дома-музея сегодня можно увидеть копию портрета (оригинал находится в Третьяковской галерее). Организовав Частную оперу, Савва Иванович «сманил» из Петербурга великого Федора Шаляпина. Тогда даже существовал глагол «омамонтоваться»!

Задумав создать в «Абрамцево» музей русского народного быта и искусства, супруги Мамонтовы и их соратники в поисках реликвий объезжали древние русские города. Сын «омамонтовавшегося» профессора-искусствоведа Адриана Прахова Николай вспоминал в мемуарах, как Савва Иванович привез из Нижнего Новгорода целый куль деревянной расписной посуды работы мастеров Хохломы и потом долго размещал «сокровища» на полках в залах усадебного дома. Супруги Мамонтовы постоянно предлагали крестьянам-паломникам, прибывавшим в расположенную неподалеку от «Абрамцево» Троице-Сергиеву лавру, обменять старые сарафаны, рубахи, сумы, берестяные короба, полотенца на новые. Крестьяне, разумеется, охотно соглашались.

«Избушка на курьих ножках» в парке

На основе собранной коллекции старинной резной деревянной мебели и утвари Елизавета Мамонтова и художница Елена Поленова организовали в «Абрамцево» школу и мастерские народных промыслов. Изготавливавшиеся здесь резные шкафчики и буфеты, пряничные доски и доски для стирки и глажения белья, солонки и пряслица, ларцы и игрушки быстро завоевали не только московский, но и петербургский рынок. Так дамы-меценатки «давали в руки» сыновьям крестьян надежную профессию: выпускники абрамцевского «ПТУ» никогда не оставались без заказов. Кстати, каждый из них по окончании учебы получал в подарок новенькие верстак и набор инструментов.

Изделия абрамцевских мастеров можно увидеть как в доме-музее, так и в интерьере построенной на территории усадьбы в 1877 году архитектором Иваном Ропетом уникальной «Бани-теремка». А в 1873 году Виктор Гартман воздвиг в стиле русской избы деревянное здание гончарной, скульптурной и керамической мастерской. Руководил ею Михаил Врубель. В двух шагах от студии-мастерской можно увидеть его оригинальное творение – выложенную цветными керамическими плитками скамью. Кстати, скульптурой увлекался и сам Савва Мамонтов, чьи работы тоже представлены в доме-музее.

Скамья_Барон.jpg

ФОТО АВТОРА

В деревянной «людской», где проживала абрамцевская обслуга, сейчас работает книжный магазин. Здесь представлены сочиненные в стихах и проиллюстрированные Еленой Поленовой сказки и книги воспоминаний Наталии Поленовой-Якунчиковой, мемуары младшего сына Мамонтовых и многолетнего директора музея-усадьбы «Абрамцево» Всеволода Саввича. Воспоминания еще интересны подробным описанием жизни шумного детского абрамцевского общества – юных Мамонтовых, Праховых, Васнецовых, Репиных, Поленовых и др. Их игры в войну и в индейцев, катания по реке Воре на сконструированных самим Василием Поленовым лодках, поиски кладов – зарытых в землю горшков с лакомствами, «разбойничьи набеги» на кухню, кладовые и оранжереи за всяческими вкусностями. Под руководством домашнего учителя Ивана Юркевича дети строили дома и замки, а однажды выложили в парке из разноцветных камешков настоящую географическую карту мира.

Специально для абрамцевской детворы Виктор Васнецов построил в парке деревянную «Избушку на курьих ножках». Если пройти по аллее мимо нее, откроется вид на другое творение Васнецова и Поленова – церковь Спаса Нерукотворного (1881 – 1882 гг.).

#путешествия #Москва #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (6840) от 12.01.2021 под заголовком «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья».


Комментарии