На берегу журавлиной реки. Чем интересен музей «Кирьяж» в Карелии?

Есть в Карелии совсем недалеко от границы с Ленинградской областью древний поселок Куркиеки, а в нем – музей «Кирьяж». Летом в рамках российско-финляндского проекта «ИнтерАктивная история» в обновленных залах музейного пространства открылась современная экспозиция «Кирьялы. Семь рун», посвященная истории северо-западного Приладожья.

На берегу журавлиной реки. Чем интересен музей «Кирьяж» в Карелии? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

История в ежовых рукавицах

Территория древнего поселка Куркиеки, который имеет статус исторического поселения, одно время принадлежала Финляндии. С тех пор сохранилось его название, в переводе с финского языка означающее «журавлиная река». Этот красивый образ связан с грустной историей, которая произошла в этих местах давным-давно. Во время сезонного перелета стая уставших журавлей приземлилась у протекающей в поселке реки, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Но в тот год холода наступили необычно рано и река покрылась льдом. Журавли не нашли пищу и замерзли. Местные жители пытались помочь бедным птицам, но большинство пернатых все равно погибли. С тех пор речку и поселок стали называть Куркиеки. Говорят, и в наши дни по весне красивые белоснежные птицы, прилетая из теплых краев, делают круг над поселком и разлетаются по местам гнездования. А осенью собираются в строгий клин и трубят, созывая отставших товарищей в путь.

Гостей Куркиекского краеведческого центра тоже встречает журавль – правда, деревянный.

...Открываем двери музея и оказываемся в самой настоящей сказке, а вернее, в знаменитом карельском эпосе о волшебной стране богатырей Калевале. Первое, что видят посетители в главном зале музея, – огромную голову мертвого великана-мудреца Виппунена, у которого главный герой карело-финского эпоса Вяйнемейнен пытался узнать волшебные знания. Голова куркиекского Виппунена – это суперсовременный интерактивный стенд, наполненный тайниками в виде ящичков, открыв которые можно узнать много интересного. Деревянную голову окружают другие виды музейного оборудования, выполненные по последнему слову техники. Стеклянные витрины можно обойти вокруг и в подробностях рассмотреть представленные в них артефакты эпохи викингов IX – XI веков и времени расцвета древней Карелии XII – XIV веков. В роли витрин выступают и лодка, и сундук, открыв который видишь топор викинга, найденный в древнем захоронении недалеко от музея.

Большинство экспонатов можно не только рассматривать, но и подержать в руках. Так, на специальных картах гости могут самостоятельно проложить торговый путь из Ладоги в города Древней Руси. Можно в музее услышать и речь местных жителей, и звучание национальных карельских инструментов. «А хотите, я вам покажу ежовую рукавицу», – улыбается экскурсовод и надевает на руку что-то типа колючего мешка. Однако ежовые иглы к этому колючему «аксессуару» никакого отношения не имеют. Просто рукавица связана из грубого конского волоса и использовалась для того, чтобы вытаскивать из холодных озер и рек тяжелые рыболовецкие сети, так как не намокала в воде и защищала руки от потертостей.

Другой музейный экспонат – старый сапог. На нем гид наглядно объясняет, что значит выражение «на халяву». Оказывается, «халява» — это голенище сапога. А «сделать на халяву» – значит пришить к старому голенищу новую нижнюю часть сапога — «головку», которая снашивалась гораздо быстрее. Починенные таким образом сапоги стоили дешевле.

Посетители музея имеют возможность примерить традиционные украшения и костюмы карелов. А если есть время – поработать на настоящей прялке или научиться вязать, но не спицами или крючком, а иглой. Вязание иглой – это один из самых древних способов вязания, бытовавший на территории европейского севера. К слову, в давние времена одежду для охоты и рыбалки мужчины-промысловики вязали себе сами, так как верили, что участие женщины могло принести неудачу в промысле.

Особый интерес у посетителей музея вызывает инсталляция, рассказывающая о местных традициях погребения умерших. Она выполнена в образе костра, который помогает душе подняться в Маналу (загробный мир в финно-угорской мифологии).

В королевстве лишайников

Куркиекский краеведческий центр находится в деревянном здании XIX века, где в 1922 – 1940 гг. жил всемирно известный ученый-лихенолог Вели Рясянен (1888 – 1953). За вклад в развитие науки о лишайниках он еще при жизни получил неофициальный титул «Король лишайников». Рясянен дал названия 356 новым видам лишайников, а его научное наследие составляет 190 публикаций. Работы ученого были переведены на иностранные языки, в гости к нему приезжали известные ботаники, со всего мира он получал посылки с образцами лишайников.

В музее есть отдельный зал, посвященный ученому-лихенологу и его богатой коллекции этих удивительных растений, которые являются симбиозом грибов и зеленых водорослей. Экспозиция лишайников располагается как раз в той комнате, где любил работать ученый. Там есть информация о нем, портрет и семейные фотографии, сделанные в этом здании в 30-е годы XX века.

На один вид лишайников – цетрарию исландскую – экскурсоводы обращают особое внимание. Ведь именно она много веков используется в народной медицине, так как обладает мощными антибактериальными и иммуностимулирующими свойствами. В XVIII и XIX вв. цетрария исландская была традиционным средством при лечении туберкулеза легких, поэтому ее называли «легочным мхом».

ФОТО АВТОРА

Местные жители к лишайникам всегда относились уважительно. В голодные годы из лишайников готовили кисель, бульоны, целебные отвары. Использовали лишайники и для изготовления краски, в том числе для окрашивания пряжи и ткани. Краска, полученная из лишайников, не только была стойкой, но и предохраняла шерстяные ткани от моли. Ну и, конечно, лишайники – это украшение живописных ландшафтов в окрестностях Куркиеки, которые древние люди ассоциировали то с бородой лешего, то с волосами русалки.

Сегодня в Куркиеки продолжается работа по созданию инфраструктуры для посетителей краеведческого центра, ведется строительство беседки для отдыха посетителей музея и проведения музейных мастер-классов. Также началось изготовление навигационных знаков для установки на маршруте по местной горе Лопотти, на склоне которой в 1882 году археологи обнаружили предметы воинского снаряжения, керамику, монеты и женские украшения эпохи викингов.

Исцеляет природа

После осмотра музея не стоит сразу уезжать. В самом поселке и его окрестностях есть немало интересного. Например, по соседству со зданием музея находится уникальный памятник архитектуры – усадьба «Сонка». Этот необычный дом – единственная на территории РФ постройка Ларса Сонка, знаменитого финского архитектора, творившего в стиле национального романтизма. Постройка 1914 года чудом дожила до наших дней: сохранилась черепичная крыша, а также 12 старинных печей, причем 11 все еще действующие. С 2000 года столетняя усадьба получила статус памятника регионального значения. В настоящее время здание используется как гостевой дом и музей, здесь проводятся экскурсии, выставки и творческие встречи, на них можно узнать историю поселка Куркиеки, послушать рассказ о жизни и творчестве Ларса Сонка и заодно попить чаю с карельскими пирожками – калитками.

А любителей эзотерики представители турфирм приглашают к «местам силы». Одно из таких мест – зеленый холм Ахмаваара между поселками Куркиеки и Алхо. У подножия холма есть каменный спиралевидный лабиринт неизвестного происхождения. Как учат местные гиды, к центру лабиринта нужно идти, опустив руки ладонями вниз, чтобы сбросить негативную энергию, а выходить из него – с поднятыми вверх ладонями, чтобы наполниться положительной энергией. От лабиринта ведет тропинка на вершину холма. Здесь прекрасная смотровая площадка, украшенная деревянным идолом. Этот идол, как и лабиринт, новоделы, однако местные старожилы утверждают, что в древние времена на этом месте было языческое капище. Там же лежат три камня: камень «спины» якобы лечит спину, «женский» помогает от бесплодия, камень «сердца», соответственно, для здоровья сердца. Научных подтверждений «чудесных» исцелений ни в древних летописях, ни в современных научных статьях нет. Но туристам идея о «месте силы» нравится, тем более что живописная карельская природа лучше всяких идолов и «камней силы» поднимает настроение и дает мощный эмоциональный заряд.

#путешествия #история #Карелия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (6840) от 12.01.2021 под заголовком «На берегу журавлиной реки».


Комментарии