Правительство РФ утвердило план развития сырьевой отрасли до 2030 года

Многие годы геологи пытались донести властям свою тревогу. В этой отрасли сложилась абсурдная ситуация. Федеральная казна на треть пополняется за счет налогов от нефтегазового сектора, добыча полезных ископаемых формирует около 11% внутреннего валового продукта страны. Тем не менее приросту запасов сырья государство почти не уделяло внимания, по сути, переложив эту задачу на плечи недропользователей. Нужно срочно менять положение дел, говорили геологи. Услышала ли федеральная власть такие призывы? Похоже на то. Правительство РФ утвердило недавно план развития этой отрасли до 2030 года (федеральный проект «Геология. Возрождение легенды»), который вошел в перечень стратегических инициатив, призванных сделать экономику России более современной и гибкой.

Правительство РФ утвердило план развития сырьевой отрасли до 2030 года | Достижение «цифровой зрелости» – одна из задач, стоящих перед отраслью. Но в полевых маршрутах геолог, как встарь, полагается лишь на собственный опыт, беря с собой молоток, бинокль и карту. / ФОТО Александра ПЕТРОВА/ТАСС

Достижение «цифровой зрелости» – одна из задач, стоящих перед отраслью. Но в полевых маршрутах геолог, как встарь, полагается лишь на собственный опыт, беря с собой молоток, бинокль и карту. / ФОТО Александра ПЕТРОВА/ТАСС

Оскудевшая кладовая

Ключевые министерства и ведомства долгое время делали вид, что ничего странного, противоречащего здравому смыслу с геологией не происходит. А что? В казну и без того стекались ощутимые налоговые отчисления от горнодобывающих и нефтегазовых предприятий. Правда, недропользователи открывали все меньше новых месторождений. А если и открывали, то чаще всего в труднодоступных, оторванных от цивилизации районах с непростым климатом.

При этом золотое правило, существующее с давних пор и обязывающее приращивать запасы в объемах, превышающих ежегодную годовую добычу, много лет не выполнялось. Ну и что с того, пожимали плечами чиновники. Зачем вкладывать бюджетные средства в геологическое изучение регионов, недра которых богаты полезными ископаемыми? Худо-бедно это делают сами сырьевые компании.

Несовершенство законодательной базы и недостаток инвестиций, направляемых государством для изучения недр на участках, расположенных в нераспределенном фонде, сказывались на перспективах развития ряда отраслей. Особенно тех, где применяются редкие и особо ценные виды сырья (скажем, титан), которые наша страна импортирует, тратя громадные средства.

Кладовая природных ресурсов, которую разведчики недр сформировали в советскую пору, казалась неисчерпаемой, как пещера Аладдина, таящая сказочные богатства. Но всему есть предел: стала оскудевать и эта баснословная по запасам сокровищница.

В то же время попытки государства реанимировать стратегически важную отрасль, создав холдинг «Росгеология» и щедро наделив его многочисленными активами, не увенчались успехом. Поддержкой государства он по большому счету не пользовался, а эффективными управленческими решениями зачастую не блистал. Яркое тому подтверждение – нынешнее плачевное состояние Северо-Западного производственного геологического управления. А ведь это петербургское предприятие, выполняя госзадание, вело некогда масштабные полевые работы во многих регионах страны.

Федеральная власть, конечно, сознавала, к чему грозит привести затянувшийся кризис в геологической отрасли и чем может обернуться ее хроническое недофинансирование для национальной безопасности и фундамента экономики, каковым называют недропользование. Но... откладывала решение проблем на потом.

Гром среди ясного неба

Да и говорить об этом было как-то не принято. Поэтому выступление министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова на Восточном экономическом форуме-2021 прозвучало для некоторых как гром среди ясного неба. Выразив озабоченность текущей ситуацией в отрасли, он, пожалуй, впервые дал трезвую оценку происходящему. И там же осенью нынешнего года были озвучены параметры федерального проекта «Геология. Возрождение легенды».

Название, согласитесь, говорящее. Ведь речь идет о попытке утвердить отрасль на том месте, которое она занимала в легендарном прошлом отечественной геологии. И добиться ее перезагрузки, чтобы вернуть статус отрасли номер один, от которой зависит благополучие многих других секторов экономики.

Хочется верить, что это не очередные посулы, за которыми ничего не стоит. Пять рабочих групп (кроме чиновников туда вошли представители научного сообщества и бизнесмены-эксперты) проанализировали сотни идей. И отобрали 42 наиболее востребованные по шести ключевым направлениям, а проект, связанный с возрождением геологии, наряду с задачей по созданию экономики замкнутого цикла включили в экологический блок. Глава правительства РФ утвердил эти стратегические инициативы.

Ожидается, что они станут мощным стимулом социально-экономического развития страны и дополнят механизмы, задействованные для достижения национальных целей. Эти идеи были обсуждены на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Для новых инициатив обозначили два горизонта планирования (до 2024 и 2030 гг.), закрепив за каждой министерство, которое будет отвечать за конкретные результаты.

Проект «Геология. Возрождение легенды» опирается на Стратегию развития минерально-сырьевой базы России до 2035 года и госпрограмму по воспроизводству природных ресурсов. Реализация этого проекта позволит осуществить конкретные вещи. А именно: перевооружить государственный сектор геологоразведки и кратно нарастить запасы сырья. Перевести отрасль на цифровые рельсы и сформировать новые минерально-сырьевые центры страны. Разработать и внедрить экологически чистые отечественные технологии, не уступающие зарубежным, предварительно обкатав их на созданных полигонах.

Недра – народу!

Говоря о важности принятия такой программы, на это указал министр природных ресурсов и экологии РФ. Причем из его уст прозвучали суждения, под которыми подписался бы, не раздумывая, каждый геолог.

Так, Александр Козлов признал, что имеющиеся месторождения истощаются, а рентабельность их падает. Что дела по разведке подземных вод идут из рук вон плохо, и по ним нет единого реестра, хотя питьевая вода – один из главных ресурсов XXI века. Что геологическая информация, на основе которой должны приниматься решения, разбросана, коробки с этими документами «стоят в подвалах», а многие архивы просто утеряны. Что «Росгеология» не ведет в должной мере полевые работы, продавая имущество предприятий для покрытия кредиторской задолженности.

И, наконец, что государство, призванное разведывать запасы за пределами лицензионных участков, свои полномочия если и выполняет, то крайне плохо.

Переломить ситуацию очень просто – надо увеличить повсеместно объемы геологоразведки, направив на это более значимые бюджетные ассигнования. И навести порядок в управлении недрами, создав громадный массив данных, которые предстоит оцифровать: информацию, собранную геологами более чем за три столетия, а также сведения геофизиков и геологические карты.

«Если не расширять минерально-сырьевую базу, мы не сможем обеспечить казну доходами, к которым привыкли, – полагает министр. – К тому же недропользование – драйвер развития регионов: сначала приходят геологи, а уж потом там вырастают поселки и начинает кипеть жизнь».

Недра в нашей стране, по Конституции, принадлежат народу, справедливо заключает глава Минприроды РФ, поэтому надо «уважительно относиться к этому ресурсу». Что это означает? Необходимо направить в отрасль, которая приносит громадные барыши, но сама нуждается в средствах, приемлемые для ее развития инвестиции – без этого перемен не достичь.

Конкретные цифры, характеризующие объем отчислений, нигде не звучат. СМИ упоминают только о том, что на обновление оборудования «Росгеологии», износ которого в некоторых активах холдинга достиг 90%, и техперевооружение планируется выделить 12 млрд рублей. Но презентация проекта по возрождению геологии, которую подготовил департамент госполитики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды РФ (этот документ оказался в распоряжении нашей редакции), содержит четкие параметры.

Раз ступенька, два ступенька

Предполагается, что за первые три года реализации проекта (2022 – 2024 гг.) государство направит на эти цели 31,6 млрд рублей. Конечно, не так много, но этого хватит, считают чиновники, чтобы подготовить основу для масштабного реформирования отрасли. Зато на следующем этапе (2025 – 2030 гг.) на геологов обещают пролить денежный дождь: общая сумма финансирования составит 681,5 миллиарда. Нетрудно подсчитать совокупный объем инвестиций за этот период: 713,1 млрд рублей.

Если выполнить задуманное, можно подготовить сотни перспективных для лицензирования площадей, открыть десятки новых объектов с выявленными запасами, как минимум в полтора раза превысив их прирост над добычей. В целом на создание поискового задела до 2030 года из госказны будет направлено, судя по этой раскладке, 484,1 млрд рублей.

Когда завершится первый этап, все регионы РФ, предположительно, станут работать в федеральной информационной системе лицензирования недр. А почти все госуслуги в сфере недропользования (не менее 90%) планируется перевести на этой ступени в электронный вид.

По отдельным видам стратегического минерального сырья, в котором нуждаются медицина, авиакосмическая отрасль, машиностроители и военно-промышленный комплекс, его запасы снижаются. Чтобы ослабить зависимость от зарубежных поставок серебра, свинца, цинка и сурьмы, правительство ставит задачу добиться к 2024 году воспроизводства этих видов сырья. Разведанные запасы цинка, скажем, должны составить 1 млн тонн, свинца – 520 тыс. тонн, меди – 200 тыс. тонн, бентонита – 2,1 млн тонн и т. д.

Предстоит также восстановить отраслевые компетенции, создав целую сеть кернохранилищ, и наладить разработку критически важных отечественных технологий (например, в сфере освоения шельфовых месторождений и бурения сложных скважин). Этот раздел программы, за который отвечает Минпромторг РФ, оценивается в 156 млрд рублей.

Власть рассчитывает, что к 2030 году все оборудование, используемое для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, будет только российского производства, что снизит себестоимость работ и повысит их эффективность. К тому времени на территории страны появится, сказано в документе, не менее ста технологических полигонов, требуемых для испытания такого оборудования и добычи трудноизвлекаемых запасов нефти.

Геологи на Шпицбергене

Другой важный блок задач, прописанных в федеральном проекте, связан с двукратным увеличением к 2024 году запасов подземных вод в регионах, где ощущается их дефицит (9,9 млрд рублей), и созданием в следующий период сети из 5 тысяч автоматизированных постов наблюдения.

В то же время новая отраслевая программа предписывает выполнение Россией важных международных обязательств (20,1 млрд рублей) в области изучения Мирового океана и геологической среды полярных районов Земли – Арктики (научная база на архипелаге Шпицберген) и Шестого континента (отечественные полярные станции «Восток», «Мирный», «Беллинсгаузен» и др.).

Задачи, словом, прагматичные и требующие результатов, которые можно, что называется, потрогать руками. Но благодаря этим шагам, начиная со второго этапа, федеральный бюджет должен получать плюсом до 1 трлн рублей в год, не меньше. А капитализация компаний, работающих в области недропользования, как ожидается, вырастет в два-три раза.

Российская геология, как видно, полностью перейдет на импортозамещение. Все государственные услуги в этой сфере будут переведены в электронный вид, в новые дата-центры (специализированные центры хранения и обработки данных), накопят геологическую информацию общей емкостью не менее 150 петабайт. А запасы питьевой подземной воды удастся нарастить до требуемого уровня, и даже с избытком.

Государство также обещает снижать административные барьеры, сокращать время рассмотрения заявок и стимулировать приток инвестиций со стороны частных компаний. Для чего? Чтобы расширять среди прочего геологическое изучение новых районов и открывать месторождения за счет средств недропользователей, создавая, если придется, новые механизмы и используя прежние. Скажем, заявительный принцип лицензирования. При этом авторы стратегической инициативы уверены, что без совершенствования нормативно-правовой базы в геологии не обойтись.


#планы #развитие #правительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7073) от 16.12.2021 под заголовком «Легенда номер один».


Комментарии