Правительство РФ утвердило концепцию развития электромобилей до 2030 года

Правительство РФ утвердило концепцию по развитию электрического автомобильного транспорта в России на период до 2030 года, разработанную Минэкономразвития совместно с Минпромторгом. Поставлена амбициозная задача – создать целую отрасль по производству электромобилей и необходимой компонентной базы, а также сформировать инфраструктуру для их эксплуатации. Общий бюджет оценивается в 591 млрд рублей, но большую часть (499 млрд) составят внебюджетные средства.

Правительство РФ утвердило концепцию развития электромобилей до 2030 года | Электромобили по-настоящему войдут в нашу жизнь лишь тогда, когда электрозаправки будут на каждом углу, а аккумуляторы станут емкими и дешевыми. / ФОТО Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

Электромобили по-настоящему войдут в нашу жизнь лишь тогда, когда электрозаправки будут на каждом углу, а аккумуляторы станут емкими и дешевыми. / ФОТО Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

По корейскому образцу

Программа предусматривает запуск заводов по производству ячеек для тяговых аккумуляторных батарей, катодных и анодных материалов, водородных топливных элементов, а также электродвигателей, силовой и управляющей электроники.

Так, на площадке Балтийской АЭС в Калининградской области Росатом построит завод литий-ионных ячеек и систем накопления энергии. Ввод гигафабрики ожидается в 2026 году. Технологическим партнером проекта стал южнокорейский производитель электродов, литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии различной емкости Enertech International Inc, наработки которого послужат основой для российского производства.

Впрочем, на самом деле этот корейский производитель уже не совсем корейский – в марте этого года 49% акции компании приобрел разработчик и производитель российских аккумуляторных батарей для электротранспорта – ООО «РЭНЕРА» (предприятие Топливной компании Росатома АО «ТВЭЛ»). Именно «РЭНЕРА» отвечает со стороны Росатома за реализацию трехстороннего соглашения, которое на Петербургском международном экономическом форуме подписали Росатом, КамАЗ и Россети. Речь идет о разработке комплексного решения для российских регионов и муниципалитетов по электротранспорту, зарядной инфраструктуре и их сервисному обслуживанию.

«Строительство в России полномасштабного завода по производству литий-ионных накопителей энергии – это важная веха в развитии новых неядерных бизнесов, – отметила президент АО «ТВЭЛ» Наталья Никипелова. – А поскольку планируется, что продукция завода будет востребована отечественными автопроизводителями, его появление внесет вклад в реализацию государственной политики в сфере импортозамещения».

Что касается сырья, то литий, который сегодня называют «новой нефтью», физически добывают в Австралии, Чили и Китае, при этом существенная часть добычи контролируется компаниями из Китая и США. В России один из главных компонентов для аккумуляторных батарей почти не добывается. Несмотря на то что наша страна находится на десятом месте в мире по уровню его запасов, мы импортируем литий из-за границы, так как добыча в России обходится дороже. Зато наша страна остается лидером в добыче других компонентов для аккумуляторов: высокосортного никеля (первое место в мире) и кобальта (второе место).

Мир с перезарядкой

Популярность литий-ионных систем хранения обусловлена тем, что по сравнению со свинцово-кислотными аккумуляторными батареями они позволяют в несколько раз быстрее накапливать и отдавать энергию, количество их циклов работы в три раза дольше, они компактны и не требуют обслуживания. Но самое главное – обладают высокой плотностью энергии и выдают до 90% емкости без снижения мощности, а это ключевая характеристика для электротранспорта.

Кстати, в 2019 году Нобелевскую премию по химии получили ученые, которые работали над созданием литий-ионной батареи: американский физик Джон Гуденаф, британский химик Стэнли Уиттингем и японский химик Акира Есино. В Нобелевском комитете отметили, что благодаря этим ученым «появился мир, который можно перезарядить». Непосредственным изобретателем литий-ионной батареи стал японец Есино, который в 1985 году получил первый патент на принципиально новый тип батарей. В 1990-е годы их запустили в массовое производство компании Sony и A&T Battery.

С тех пор, конечно, многое изменилось. За счет роста производств и внедрения новых технологий стоимость литий-ионных батарей за 30 лет упала почти в 50 раз. Но даже сейчас на этот элемент приходится до 50% стоимости нового электрокара.

Время мегафабрик

Согласно данным аналитиков MetalResearch, в 2020 году среди стран – поставщиков на мировом рынке литий-ионных аккумуляторов можно выделить Китай с долей 33,4%, затем идет Республика Корея с долей 13,01%, Польша – 11,92%, а также такие страны, как Германия, Япония, Венгрия, США, Нидерланды, Малайзия, Сингапур. Россия присутствует среди поставщиков литий-ионных аккумуляторов, однако полноценного серийного производства в нашей стране пока нет.

Между тем еще в 2011 году корпорация «Роснано» построила под Новосибирском крупнейший в России завод «Лиотех» (в 2015 году переименован в ООО «Энергорешения») по выпуску литий-ионных аккумуляторов, систем хранения электроэнергии и источников бесперебойного питания. Однако в 2016 году из-за низкого спроса предприятие стало банкротом. Как объясняли некоторые эксперты, это случилось из-за того, что предприятие обогнало время.

В 2019 году завод возобновил деятельность. Несмотря на то что этой осенью здание завода было выставлено на продажу, компания продолжает работать в штатном режиме и даже победила в конкурсе на поставку резервных источников питания на базе литий-ионных аккумуляторных батарей для ОАО «РЖД».

Кроме того, литий-ионные батареи собирают стратегическое предприятие оборонно-промышленного комплекса России верхнеуфалейский завод «Уралэлемент», «Сатурн» в Краснодаре, «Энергия» в Липецке. Однако объемы выпуска этих производственных площадок, мягко говоря, невелики.

Новая фабрика в Калининграде рассматривает сценарий возможного роста производственных мощностей до 12 ГВт-ч (что эквивалентно около 170 тыс. электромобилей в год). Это значит, что прямых конкурентов в России у нее не предвидится.

А как же спрос на продукцию? На сегодняшний день самый массовый и практически единственный вид электротранспорта, который в России выпускают серийно, – электробусы. Выпуск легковых и коммерческих электромобилей в нашей стране пока не налажен. В списке отечественных разработчиков и производителей электротранспорта КамАЗ, ГАЗ, «Волгабас», «Соллерс Авто», «Тролза».

При этом в упомянутой концепции по развитию электротранспорта предполагается, что к 2030 году в стране будут выпускать не менее 10% электромобилей от общего объема всех произведенных транспортных средств. А также введут в эксплуатацию не менее 72 тысяч зарядных станций, из которых «быстрых» с мощностью 150 кВт окажется не менее 28 тысяч. На этом фоне спрос на литий-ионные батареи в ближайшие десять лет должен вырасти в десять раз. Так что проблем со сбытом у калининградского завода не предвидится – скорее, потребуется создание других производственных площадок.


#электромобили #развитие #концепция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (7029) от 13.10.2021 под заголовком ««Новая нефть» для автопрома».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.