Правительство РФ утвердило концепцию развития электромобилей до 2030 года

Правительство РФ утвердило концепцию по развитию электрического автомобильного транспорта в России на период до 2030 года, разработанную Минэкономразвития совместно с Минпромторгом. Поставлена амбициозная задача – создать целую отрасль по производству электромобилей и необходимой компонентной базы, а также сформировать инфраструктуру для их эксплуатации. Общий бюджет оценивается в 591 млрд рублей, но большую часть (499 млрд) составят внебюджетные средства.

Правительство РФ утвердило концепцию развития электромобилей до 2030 года | Электромобили по-настоящему войдут в нашу жизнь лишь тогда, когда электрозаправки будут на каждом углу, а аккумуляторы станут емкими и дешевыми. / ФОТО Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

Электромобили по-настоящему войдут в нашу жизнь лишь тогда, когда электрозаправки будут на каждом углу, а аккумуляторы станут емкими и дешевыми. / ФОТО Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

По корейскому образцу

Программа предусматривает запуск заводов по производству ячеек для тяговых аккумуляторных батарей, катодных и анодных материалов, водородных топливных элементов, а также электродвигателей, силовой и управляющей электроники.

Так, на площадке Балтийской АЭС в Калининградской области Росатом построит завод литий-ионных ячеек и систем накопления энергии. Ввод гигафабрики ожидается в 2026 году. Технологическим партнером проекта стал южнокорейский производитель электродов, литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии различной емкости Enertech International Inc, наработки которого послужат основой для российского производства.

Впрочем, на самом деле этот корейский производитель уже не совсем корейский – в марте этого года 49% акции компании приобрел разработчик и производитель российских аккумуляторных батарей для электротранспорта – ООО «РЭНЕРА» (предприятие Топливной компании Росатома АО «ТВЭЛ»). Именно «РЭНЕРА» отвечает со стороны Росатома за реализацию трехстороннего соглашения, которое на Петербургском международном экономическом форуме подписали Росатом, КамАЗ и Россети. Речь идет о разработке комплексного решения для российских регионов и муниципалитетов по электротранспорту, зарядной инфраструктуре и их сервисному обслуживанию.

«Строительство в России полномасштабного завода по производству литий-ионных накопителей энергии – это важная веха в развитии новых неядерных бизнесов, – отметила президент АО «ТВЭЛ» Наталья Никипелова. – А поскольку планируется, что продукция завода будет востребована отечественными автопроизводителями, его появление внесет вклад в реализацию государственной политики в сфере импортозамещения».

Что касается сырья, то литий, который сегодня называют «новой нефтью», физически добывают в Австралии, Чили и Китае, при этом существенная часть добычи контролируется компаниями из Китая и США. В России один из главных компонентов для аккумуляторных батарей почти не добывается. Несмотря на то что наша страна находится на десятом месте в мире по уровню его запасов, мы импортируем литий из-за границы, так как добыча в России обходится дороже. Зато наша страна остается лидером в добыче других компонентов для аккумуляторов: высокосортного никеля (первое место в мире) и кобальта (второе место).

Мир с перезарядкой

Популярность литий-ионных систем хранения обусловлена тем, что по сравнению со свинцово-кислотными аккумуляторными батареями они позволяют в несколько раз быстрее накапливать и отдавать энергию, количество их циклов работы в три раза дольше, они компактны и не требуют обслуживания. Но самое главное – обладают высокой плотностью энергии и выдают до 90% емкости без снижения мощности, а это ключевая характеристика для электротранспорта.

Кстати, в 2019 году Нобелевскую премию по химии получили ученые, которые работали над созданием литий-ионной батареи: американский физик Джон Гуденаф, британский химик Стэнли Уиттингем и японский химик Акира Есино. В Нобелевском комитете отметили, что благодаря этим ученым «появился мир, который можно перезарядить». Непосредственным изобретателем литий-ионной батареи стал японец Есино, который в 1985 году получил первый патент на принципиально новый тип батарей. В 1990-е годы их запустили в массовое производство компании Sony и A&T Battery.

С тех пор, конечно, многое изменилось. За счет роста производств и внедрения новых технологий стоимость литий-ионных батарей за 30 лет упала почти в 50 раз. Но даже сейчас на этот элемент приходится до 50% стоимости нового электрокара.

Время мегафабрик

Согласно данным аналитиков MetalResearch, в 2020 году среди стран – поставщиков на мировом рынке литий-ионных аккумуляторов можно выделить Китай с долей 33,4%, затем идет Республика Корея с долей 13,01%, Польша – 11,92%, а также такие страны, как Германия, Япония, Венгрия, США, Нидерланды, Малайзия, Сингапур. Россия присутствует среди поставщиков литий-ионных аккумуляторов, однако полноценного серийного производства в нашей стране пока нет.

Между тем еще в 2011 году корпорация «Роснано» построила под Новосибирском крупнейший в России завод «Лиотех» (в 2015 году переименован в ООО «Энергорешения») по выпуску литий-ионных аккумуляторов, систем хранения электроэнергии и источников бесперебойного питания. Однако в 2016 году из-за низкого спроса предприятие стало банкротом. Как объясняли некоторые эксперты, это случилось из-за того, что предприятие обогнало время.

В 2019 году завод возобновил деятельность. Несмотря на то что этой осенью здание завода было выставлено на продажу, компания продолжает работать в штатном режиме и даже победила в конкурсе на поставку резервных источников питания на базе литий-ионных аккумуляторных батарей для ОАО «РЖД».

Кроме того, литий-ионные батареи собирают стратегическое предприятие оборонно-промышленного комплекса России верхнеуфалейский завод «Уралэлемент», «Сатурн» в Краснодаре, «Энергия» в Липецке. Однако объемы выпуска этих производственных площадок, мягко говоря, невелики.

Новая фабрика в Калининграде рассматривает сценарий возможного роста производственных мощностей до 12 ГВт-ч (что эквивалентно около 170 тыс. электромобилей в год). Это значит, что прямых конкурентов в России у нее не предвидится.

А как же спрос на продукцию? На сегодняшний день самый массовый и практически единственный вид электротранспорта, который в России выпускают серийно, – электробусы. Выпуск легковых и коммерческих электромобилей в нашей стране пока не налажен. В списке отечественных разработчиков и производителей электротранспорта КамАЗ, ГАЗ, «Волгабас», «Соллерс Авто», «Тролза».

При этом в упомянутой концепции по развитию электротранспорта предполагается, что к 2030 году в стране будут выпускать не менее 10% электромобилей от общего объема всех произведенных транспортных средств. А также введут в эксплуатацию не менее 72 тысяч зарядных станций, из которых «быстрых» с мощностью 150 кВт окажется не менее 28 тысяч. На этом фоне спрос на литий-ионные батареи в ближайшие десять лет должен вырасти в десять раз. Так что проблем со сбытом у калининградского завода не предвидится – скорее, потребуется создание других производственных площадок.


#электромобили #развитие #концепция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (7029) от 13.10.2021 под заголовком ««Новая нефть» для автопрома».


Комментарии