erid: 2VtzqvVAvA4

Поэзия Чёрной горы. Деревню Мустамяки посещали петербургские писатели, поэты и художники

Зимняя дорога, уходящая вдаль, ели с большими оголенными ветвями, на заднем плане — серовато-синий лес. Непритязательный и в то же время выразительный пейзаж, характерный для Карельского перешейка, не хватает только мощных гранитных валунов… Подпись в левом нижнем углу — «Альберт Бенуа» — указывает на авторство рисунка, в правом — на место создания: Мустамяки. Год 1915‑й.

Поэзия Чёрной горы. Деревню Мустамяки посещали петербургские писатели, поэты и художники | Автора этого рисунка Альберта Бенуа называли «гением акварели». Он был одним из основателей Кружка русских акварелистов и Императорского общества акварелистов./Из коллекции Пермской государственной художественной галереи. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Автора этого рисунка Альберта Бенуа называли «гением акварели». Он был одним из основателей Кружка русских акварелистов и Императорского общества акварелистов./Из коллекции Пермской государственной художественной галереи. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Это не единственная акварель, ­выполненная художником Альбертом Бенуа в деревне Мустамяки на Карельском перешейке, расположенной за административной границей Великого княжества Финляндского.

Как отмечает краевед Евгений ­Балашов, на территории пансионата госпожи Крафф, где жил Альберт Бенуа, было несколько гостиничных зданий, оранжерея, собственная электростанция и даже небольшой кинотеатр. Все помещения были оборудованы водопроводом и канализацией. Для длительного хранения скоропортящихся продуктов был построен большой гранитный погреб с ледником. В парке высажены редкие породы деревьев и декоративные кусты, а аллеи освещались электрическими фонарями.

В полукилометре к юго-западу от станции Мустамяки находился так называемый Королевский перекресток. Согласно старинному преданию, в этом месте когда‑то останавливался на отдых сам шведский король, объезжавший свои владения. Дорога также получила название Королевской.

В начале ХХ века Мустамяки и ее окрестности были любимым дачным местом петербургских писателей, поэтов и художников. Актриса Мария Андреева вспоминала, как осенью 1914 года в деревню Нейволу близ Мустамяк, где Алексей Максимович Горький жил на вилле Ланг, приехал Владимир Маяковский.

«Жили мы в большом деревянном доме, в верхнем этаже, а низ почти целиком занимала огромная комната — она же гостиная, она же и столовая…» — рассказывала Андреева. Пока писатель был занят, она пригласила Маяковского сходить в ближайший лес за грибами. «Да я никогда в лесу не был, — отвечал гость. — Я грибов не знаю, никогда их не собирал». «Ну что же, разберемся. Увидите гриб, вы — ко мне. Покажете, а я скажу, что это — поганка, или сыроежка, или еще какой гриб», — сказала Андреева.

Часа полтора они ходили по лесу. И пока бродили, по словам актрисы, с Маяковского стала слезать вся его «шелуха». «Он стал рассказывать, как он был маленький, как жил на Кавказе… Потом он стал мне рассказывать про свои стихи, читать их вслух, и совсем не такие, какие я читала… Потом он все приносил большие червивые, скверные грибы и очень обижался, что я нахожу маленькие белые, а он все шлюпики, — видно было, что в грибах он действительно ничего не понимает. Страшно радовался, что находил много брусники».

Когда вернулись домой, Горький как раз закончил работать. По словам Марии Федоровны, говорил больше Алексей Максимович, а Маяковский слушал, и по их взглядам было понятно, что они понимали друг друга.

В начале осени 1919 года в Нейволе прожил свои последние дни писатель Леонид Андреев. Здесь он сделал последние дневниковые записи и составил письмо Николаю Рериху.

В последующем поселок пережил немало лихолетий, вместе с Карельским перешейком переходил из одной страны в другую. В 1948 году железнодорожную станцию Мустамяки переименовали в Черногорье (что было фактически дословной калькой: «Мустамяки» в переводе с финского — «Черная гора»). Однако потом комиссия по переименованиям изменила название станции на Горьковское, а пристанционному поселку присвоила имя Яковлево — в честь героически погибшего воина Красной армии. Бывшая деревня Нейвола также ныне носит название Горьковское.

Читайте также:

Две стороны одного города: Тутаев в Ярославской области разделён Волгой

Автографы на столешнице. В Гатчине появилось музейное пространство, посвящённое А. Куприну


#деревня #Мустамяки #Карельский перешеек

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7873) от 24.03.2025 под заголовком «Поэзия Черной горы».


Комментарии