Две стороны одного города: Тутаев в Ярославской области разделён Волгой
Есть в России город, который зимой разрывается на две самостоятельные половины — между ними, по факту, отсутствует связь. Ни моста через широкую Волгу, ни парома… Собственно, исторически это и были два разных города, пока их не объединили юридически. Речь о Тутаеве в Ярославской области.

Дом с бельведерами на правобережье построен в 1920‑х, но настолько удачно вписался, что сегодня неизменно притягивает туристов./ФОТО АВТОРА
Города носили, как и полагается, разные названия: на левом берегу стоял Романов, сохранявший память о канонизированном князе Романе Владимировиче, на правом — Борисоглебск, топонимически связанный с другими святыми князьями Борисом и Глебом. В Романов-Борисоглебск их объединили в 1822 году, чтобы ими было проще управлять.
Впрочем, если с административной точки зрения город и правда стал один, фактически Романовскую и Борисоглебскую стороны так и не связали до сих пор. Между ними Волга шириной полкилометра, а до ближайшего моста — Юбилейного в Ярославле — 35 километров. Да, в теплое время ходит теплоход и функционирует автомобильный паром. Но это удовольствие не круглогодичное — паром работает где‑то до ноября, а теплоход, как выражаются местные чиновники, «максимально долго, насколько позволят погодные условия». Но в любом случае, когда на реке лед, надо ехать через областной центр.
Основная часть Тутаева находится на правом берегу, на Борисоглебской стороне. Именно там располагаются администрация, дворец культуры, «спальный» микрорайон, крупная промзона, а до 2005 года существовала еще и пассажирская железнодорожная станция. Туристический центр компактен — это район возле Воскресенского собора. Храм по праву служит доминантой. Особенно впечатляюще смотрится высокая шатровая колокольня, она видна как с Волги, так и с другого берега. Неспроста собор запечатлел на одном из своих полотен Борис Кустодиев: картина «Гуляние по Волге», написанная в Романове-Борисоглебске, сегодня находится в коллекции Русского музея.
Прогулка по тихим улочкам окрест храма дает представление о каменной и деревянной архитектуре XIX — начала XX века. Небольшие двухэтажные домики составляют застройку Ярославской улицы и улицы Луначарского. Используются они по‑разному. В одних по‑прежнему живут тутаевцы, в других расположились учреждения. Так, дом купца Вагина используется под Центр культуры и туризма. Напротив, в здании пожарной команды, с 2012 года открыт Музей адмирала Ушакова, уроженца Романовского уезда. А вот дом Николаевых, где еще недавно работал центр занятости населения, выставили на продажу…
Романовская сторона не так богата учреждениями, зато храмов ей не занимать. Многие из них отмечены шатровыми колокольнями, будто их строители сознательно создавали перекличку правобережному Воскресенскому собору. Покровская, Спасо-Архангельская и Вознесенская церкви, Крестовоздвиженский собор создают многочисленные вертикали в волжской панораме. Но нет равных Казанско-Преображенской церкви, устроившейся на крутом склоне у самой воды, — она заняла место невероятной красоты и подчеркнула его своими красно-белыми стенами.
Здесь же, на левом берегу Волги, куда больше и рядовых старинных домиков. Думается, объединение двух городов сыграло на руку именно Романову — он будто замер на столетие, сохранив купеческо-храмовое обаяние. На Романовской стороне находится и главная промышленная гордость Тутаева — колокольные заводы. Они немало потрудились для разных российских городов, в том числе Петербурга. Именно на них в XXI веке отливали колокола для Феодоровского собора у Московского вокзала, Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, воссозданной Рождественской церкви на Песках. А еще тутаевские колокола висят в Ярославле, Сергиевом Посаде, Ростове-на-Дону, Брянске и за рубежом. Узнать об истории тутаевских, а также еще десяти других заводов, в том числе гатчинского, можно, заглянув в Музей колокололитейного искусства. Экспозиция рассказывает и о советских страницах истории; в частности, приводятся свидетельства писателя Михаила Пришвина, который видел уничтожение больших колоколов Троице-Сергиевой лавры в 1920 – 1930‑х годах.
Удивительно, что настолько православный городок до сих пор носит имя красноармейца Тутаева, данное ему в 1918 году. И ведь попытки вернуть историческое название Романов-Борисоглебск были — последняя сорвалась в 2016 году. Инициатива нашла тогда весомую поддержку Госдумы, однако ярославские чиновники решили еще разок переспросить тутаевцев, и… город остался с прежним именем. Впрочем, недавняя история с переименованием Ростова, также расположенного в Ярославии, в Ростов Великий показывает, что и у Романова-Борисоглебска есть все шансы обрести свое имя с многовековой историей.
Читайте также:
Что с моста упало. В Великом Новгороде появилась новая точка притяжения туристов
Там, где рождаются облака. Северная Осетия впечатляет природными контрастами
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7866) от 13.03.2025 под заголовком «Две стороны одного города».
Комментарии