Плохое настроение – это нормально. Зачем нужен эмоциональный интеллект
«Я всегда в хорошем настроении». «Я никогда не кричу». «Я всем улыбаюсь». Такие установки нередко дают себе те, кто взаимодействует с другими людьми. Однако помимо положительных эмоций мы испытываем и отрицательные. Психологи уверяют: это абсолютно нормально, ведь все эмоции важны, все они физиологичны. Как дружить с собственными эмоциями и правильно реагировать на чужие, выяснял наш корреспондент.
Фото: Pixabay
«Моя мама вообще не злится»
В семье маленькой Кати было не принято проявлять эмоции, особенно негативные. Злость, агрессия и раздражение никогда не показывались. Как бы ни было все на самом деле, взрослые всегда говорили, что все хорошо. Родители не кричали, не скандалили, не били посуду, однако весь накопленный негатив, не находя выхода, оставался внутри. Но даже если ничего не озвучивать, негатив остается, и все члены семьи, особенно дети, это чувствуют. Катя научилась отслеживать это только когда выросла.
Она вышла замуж, и ее избранник оказался очень импульсивным человеком. Он не просто не сдерживал свои эмоции, но и моментально их проявлял. 18-летняя Катя смотрела на супруга и недоумевала: как так можно. Позже она пошла учиться на психолога, в том числе потому, что хотела разобраться с собственными эмоциями. Она долго копалась в себе и в истории своей семьи и выяснила, что в ее роду было небезопасно проявлять эмоции. «Сейчас мне гораздо проще говорить про эмоции, потому что они проработаны», - рассказывает Катя, которая своим ученикам больше известна как Екатерина Карпенко.
Сейчас она практикующий психолог, работает с родителями и подростками. Она вспоминает одного мальчика, с которым они вместе тренировали разные эмоции. За несколько занятий он научился их отличать. Наступил следующий этап занятий: эмоции надо было продемонстрировать. «Мальчик с легкостью показал себя в грусти, однако, когда я попросила его изобразить, как злится мама, он впал в ступор и заявил, что его мама вообще не злится. Но ведь такого не может быть», - вспоминает психолог, сама мама двоих детей, свой разговор с подростком. Однако когда она поговорила с мамой мальчика, оказалось, что та действительно скрывает свои эмоции. В практическом смысле это значит, что ребенок, выросший с таким родителем, не может распознать злость, эта эмоция для него просто закрыта.
Другой мальчик не смог ответить на вопрос о том, что его порадовало и огорчило в течение дня. Он не смог озвучить эмоцию, потому что для него это было сродни чтению газеты на китайском языке, который он не знает. «Наши дети воспринимают и копируют нас. И если копнуть глубже и поговорить с их родителями, окажется, что кто-то в семье блокирует эмоции», - уверена Екатерина Карпенко.
Эмоциональный человек равно эмоциональный интеллект?
Попробуйте вспомнить, какие эмоции вы испытывали в последнее время. Скорее всего, их окажется не более десяти. Злость, радость, грусть, удивление, страх – это базовые эмоции. Причем они не зависят от пола и расы человека. Однако психологи выделяют 32 эмоции, среди которых есть более редкие, которые мы не испытывает каждый день, - трепет, сожаление, изумление и отвлечение. Знать их и уметь ими пользоваться – это и есть проявление эмоционального интеллекта (ЭИ). Это способность распознавать, понимать и регулировать свои эмоции, а также воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Если человек эмоциональный, это, как ни странно, не означает, что у него высокий ЭИ. Потому что человек с действительно высоким ЭИ умеет находить причины появления эмоций.
Ведущий, который выходит в прямой эфир с компьютера, волнуется. Но не от того, что за окном плохая погода, а потому что он переживает, не будет ли связь давать сбои, услышит ли его аудитория. Муж пришел с работы раздраженный. Значит, что-то случилось и надо на время оставить его в покое и не докучать расспросами и сетовать на неисполненные домашние обязанности. Коллега не ответил не потому, что хотел обидеть, а просто потому что был в своем глубоком внутреннем мире и не услышал вопроса. Понимая все это, мы видим более яркую и логичную картину миру.
«Это нормально, когда мы испытываем гнев или растерянность», - считает Виктория Шиманская, эксперт по развитию ЭИ. Особенно яркие эмоции проявляются при общении с детьми. Родители часто с раздражением повторяют им одно и то же много раз. Однако у ребенка просто может быть другой темперамент, и на выполнение задачи ему нужно больше времени. То, что мама выполнила бы за несколько минут, ребенок сделает за час, потому что он подходит к этому делу более спокойно и основательно. Если родители это понимают, недовольство уйдет. Речь идет, конечно, уже о более взрослых детях, которые не сосредоточены на выполнении одной задачи, как, например, дети до пяти лет.
Не переборщите с «витаминками счастья»
Сложнее с совсем маленькими детьми. Допустим, ребенок капризничает. На то есть как минимум четыре причины. Ребенок плохо себя чувствует или начинает заболевать. Или у него что-то не получается, например, выстроить башню из деревянных кубиков. Или ему нужно внимание мамы, которая уже давно, по его мнению, разговаривает по телефону. Или он проверяет границы дозволенного, желая смотреть третий мультик подряд, хотя речь шла о двух. Реакция родителя на каприз будет одна и та же – раздражение и желание быстро успокоить. Однако эффективней было бы разобраться в причинах и уже тогда реагировать. Начать лечение, помочь достроить башню, закончить разговор по телефону и обнять или договориться заранее о количестве мультиков, которые можно посмотреть. Как правило, если истинная причина найдена, проблема быстро решается.
«Эмоции нужны для того, чтобы другие люди поняли человека. Ребенок капризничает не потому, что он издевается над родителем. Ему просто плохо. Но если его эмоции подавлять, он их не проживет, что может отразиться на здоровье. Многие психосоматические заболевания – энурез, аллергия, атопический дерматит, повышенная тревожность – возникают из-за сдерживаемых эмоций», - поясняет Виктория Шиманская. Простое озвучивание эмоций помогает ребенку разобраться в происходящем. Если у малыша забрали машинку, он, скорее всего, заплачет от расстройства. Для начала ему достаточно сказать прямо: «Ты расстроен, потому что у тебя отняли игрушку». С таких мелочей и начнется понимание. Ребенок научится видеть те эмоции, которые к нему приходят, и управлять ими.
Детей нужно знакомить с эмоциями постепенно. «Я называю это «витаминками счастья», - рассказывает Виктория Шиманская. - Обычные витамины нельзя принимать пачками. Их едят понемногу. Так же и детям рассказывать про разные эмоции следует дозировано. Десяти минут в день, посвященных этой теме, будет достаточно. Не требуйте от ребенка, чтобы он распознавал чувство ностальгии, например». Если взрослый чувствует, что у него сложности в распознавании эмоций, для него будут такие же рекомендации: все делайте постепенно. Не хватайтесь за телефон сразу же после пробуждения, осмотритесь, сосредоточитесь на том, что вас окружает, опишите это для себя. «И читайте книги: классику и современную литературу. Книги – это портал в богатый эмоциональный мир с правильным описанием переживаний героев», - уверена психолог.







Комментарии