Не стремитесь быть Эйнштейном. Нейробиолог – о работе мозга

Человеческий мозг по праву считается самым сложным организмом во вселенной. О том, как наш мозг переживает самоизоляцию, и можно ли стать гением, рассказал нейробиолог, аспирант Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова, научный руководитель «Центра развития мозга» Илья Мартынов.

Не стремитесь быть Эйнштейном. Нейробиолог – о работе мозга | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

- Илья, чем занимается нейробиология?

- Нейробиология – это очень обширная область знаний. Она начинается с клеточной нейробиологии, изучения того, что происходит в самих нервных клетках (нейронах), как они устанавливают контакты друг с другом, как синтезируются нейромедиаторы (молекулы, которые опосредованно участвуют в передаче нервного импульса, благодаря им взаимодействуют нейроны – прим. ред.), как происходит запоминание информации на молекулярном уровне. Нейробиологи изучают, как можно влиять на эти процессы. Я занимаюсь когнитивной нейробиологией или психофизиологией. Смотрю, как в целом физиологические процессы в мозге сказываются на поведении человека.

- Расскажите, как самоизоляция влияет на мозг?

- Гендиректор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус уже давно заявил о том, что пандемия оказала колоссальное влияние на психическое здоровье людей. Выражено это в бессоннице, повышении уровня тревожности, психоэмоциональной нестабильности, панических атаках и депрессии.

Проблема в том, что длительный неконтролируемый стресс очень опасен. Для нашей психики нет ничего хуже, чем находиться в неопределенности, как бы в подвешенном состоянии. Организм постоянно вынужден выделять гормоны стресса - кортизол, адреналин, норадреналин. В свою очередь это может серьезно перестраивать работу мозга. В недавних исследованиях на грызунах выяснилось, что гормон норадреналин влияет на связи между нервными клетками мозга. Некоторые важные белки просто перестают синтезироваться в мозге. Это ведет к тому, что вспомогательные клетки мозга прекращают нормально работать.

В ряде исследований получены косвенные данные о том, что после длительного стресса могут уменьшаться в объеме участки логично мыслящей префронтальной коры, и напротив, увеличиваться области мозга, отвечающие за страх и тревожность. Если эти данные верны, то поучается замкнутый круг: чем больше человек в самоизоляции переживает, тем в больший стресс он себя вгоняет, перенастраивая свой мозг. В таких случаях может потребоваться длительная психотерапия.

- А как влияет на мозг удаленная работа и учеба?

- Несмотря на то, что пандемия свирепствует более полугода, пока рано что-то говорить о влиянии удалённой работы и учёбы на мозг. Это еще покажет время. Но, по всей видимости, люди действительно измотаны. Некоторые руководители крупных организаций жаловались мне на то, что у ряда сотрудников случались нервные срывы. Часть таких работников даже пришлось уволить.

Я пока что не видел серьезных исследований того, как изоляция влияет на качество учебы. По моим ощущениям, эффективность упала в разы. И школьников, и студентов само нахождение в учебном заведении несколько дисциплинирует. А на изоляции этого нет. Немногие могут взять себя в руки. Родители не всегда могут договориться с детьми, потому что, во-первых, сами сильно измотаны самоизоляцией, а, во-вторых, не у всех родителей получается придумать, как замотовировать ребёнка учиться дома.

- С точки зрения нейробиологии, гениев не существует. Почему?

- Нейробиология вообще не оперирует понятием гениальности. Нам ближе «оптимизация работы мозга», «объем памяти», «объем внимания», «скорость мышления», «скорость обработки информации в нервной системе», «способность экстраполировать нечто в будущее или строить прогнозы». Но могу точно сказать: гений – это на 100% человек с хорошей памятью. Без хорошей памяти не бывает высокого интеллекта. Чем эту память заполнить – это уже вопрос воспитания и некой предрасположенности. Если у человека душа лежит к музыке, то он уже в детстве будет к ней стремиться. Гений – это человек, наделенный трудолюбием и увлеченностью. Скорее всего, на него в детстве что-то оказало очень сильное влияние. И благодаря всем этим качествам человек становится тем, кого обычные люди со средними способностями называют гением.

Иногда ко мне приходят родители талантливых детей и просят сделать из их чад Эйнштейнов. Меня это удивляет: неужели они хотят своего ребенку зла? Ведь нередко гениальные люди несчастны. Они одиноки, они понимают, что происходит.

- Современные молодые люди жалуются на проблемы с памятью. Виной тому в том числе бесчисленные устройства: зачем человеку что-то запоминать, если все всегда можно посмотреть в «Википедии», достав смартфон. Это нормально?

- Во времена Исаака Ньютона один образованный человек мог обладать всеми знаниями цивилизации, пусть в чем-то и поверхностными. Сейчас это невозможно. Люди это осознали. И, мне кажется, психологически они поняли всю безысходность ситуации: зачем все запоминать, если всего все равно не запомнить. Информации, действительно, стало слишком много, и мозг ею перестимулирован. Александр Яковлевич Каплан, заведующий лабораторией нейро-компьютерных интерфейсов МГУ, считает, что природа не придумывала наш мозг из расчета того, что мы будем генерировать так много информации. Мы физиологически не готовы к тому, что создали. Поэтому мы вынуждены расставлять приоритеты и проводить так называемую информационную гигиену, не запоминать все подряд.

- Что делать, чтобы улучшить память?

- Я думаю, у многих людей нормальная память, но они просто ленятся. Ленятся взять и повторить. А память требует повторения. Советский и российский психолог Михаил Ярошевский уверял: чтобы запомнить что-то навсегда (например, небольшое определение на полстраницы), нужно прочитать текст, перечитать его снова сразу, потом через 20 минут, затем через 8 часов после второго повторения, затем через сутки, через две недели и через месяц. А чтобы запомнить иностранное слово, нужно воспроизвести его в разных контекстах четыре раза.

Читайте больше книг. Причем обязательно осмысленно. И лучше именно читать книги, а не слушать их аудиоверсии: в таком случае задействуется больше частей мозга. Особенно это касается важной профессиональной литературы, а не художественной. Причем печатная книга предпочтительней электронной, потому что, когда вы трогаете бумагу, в мозг приходит больше стимулов и, соответственно, формируется больше так называемых «якорей», которые помогают запоминанию.

Кроме того, можно использовать разные техники запоминания. Например, рифмовать слова, придумывать стишки. В своем центре мы обращаемся к мнемо-техникам, предлагаем запоминать что-то ассоциативно – подставлять себе воображаемые костыли. Для более хорошей памяти старайтесь развивать свою эрудицию: чем больше в вашей памяти возникает различных ассоциаций, тем проще вам что-то запоминать.

#ученые #мозг #наука

Комментарии