Орех на бутерброде. Как развивается рынок арахиса в России?

Кондитеры помешались на арахисовой пасте. Ее выпуск увеличили «сладкоделы» Самары… Совершенствуют производство в Алтайском крае… Расширило ассортиментную линейку за счет арахисовой пасты кондитерское предприятие в Туле… И это только скромная выборка из потока похожих сообщений, который заполнил информационные порталы.

Орех на бутерброде. Как развивается рынок арахиса в России? | Название ореха «арахис» произошло от греческого арахна — «паук». Видимо, свое имя он получил благодаря сетчатому рисунку на оболочке, так похожему на паутину./ФОТО Fotoarena via ZUMA Press/ТАСС

Название ореха «арахис» произошло от греческого арахна — «паук». Видимо, свое имя он получил благодаря сетчатому рисунку на оболочке, так похожему на паутину./ФОТО Fotoarena via ZUMA Press/ТАСС

Жертвенная пища

Практически все производители, зацепившиеся за арахисовый тренд, акцентируют внимание на импортозамещении. Известно, мол, что паста эта — продукт чисто американский, и теперь, когда недружественные страны покинули или покидают наш рынок, есть возможность занять освобождающиеся ниши.

Скептики в ответ усмехаются: «Можно подумать, что за этой пастой выстраивались очереди страждущих сладкоежек». И правда — не было такого. Так что нынешний акцент на импортозамещение — исключительно маркетинговый ход.

Хотя арахисовая паста и считается чисто американским национальным продуктом, но ее прародители отметились и в других кухнях мира. Прежде всего в китайской, где пастообразный арахис был основой для соусов к разным блюдам. Вообще китайцы настаивают, что родиной этой культуры была не официально признанная Южная Америка, а Поднебесная.

В 1990 году в Китае в одной из древних императорских гробниц были обнаружены остатки некоей зернобобовой культуры. «Кажется… арахис?!» — предположили археологи и передали свои находки для дальнейшего исследования. После их изучения на молекулярном уровне наконец был вынесен вердикт: «Версия о том, что арахис был завезен в Китай из Южной Америки в XVI веке, оказалась недостоверной. К тому времени в качестве сельскохозяйственной культуры арахис выращивали в Китае уже более 2100 лет».

Для аборигенов же Южной Америки он был растением загадочным и таинственным, жертвенной пищей, приносимой в дар богу Солнца. Загадочность арахиса заключалась в том, что его плоды созревали не на дереве, как другие орехи, а в земле. За что, собственно, его и прозвали «земляным орехом». Впрочем, это не единственное его прозвище. Называют еще «земляным миндалем», «земляным желудем», а в Китае — «китайской фисташкой».

Американский врач-диетолог Джон Келлог, живший сто с лишним лет назад, упорно настаивал: арахис в питании может заменить мясо, сыр, яйца. Но только если употреблять не арахис-орех, а новый на то время продукт — арахисовую пасту. Ее и «прописывал» пациентам, не переносящим по разным причинам животные жиры и белки. На пасту по рекомендациям доктора подсели и убежденные вегетарианцы.

Как изобретатель продукта семья Келлог получила на него патент, а брат доктора открыл компанию по его производству. В то время технология изготовления пасты значительно отличалась от сегодняшней — перемалывание арахиса происходило после его варки, из‑за чего частично терялся аромат. Не варить, а пережаривать арахис (что усиливало запах) стали чуть позже.

Фактор дешевизны

В чем неплохо бы «импортозаместиться» на арахисовом рынке, так это в наработке своей сырьевой базы. Почти все производители пасты, хвастающие сегодня увеличением объемов ее производства (да и вся пищевая промышленность), работают на импортном сырье.

Каждый год в нашу страну, по данным Таможенной службы, завозится в среднем 150 тысяч тонн сырого арахиса. Ведущий поставщик — Китай с долей в общем объеме импорта 80 %. На втором месте — Узбекистан (10 %), на третьем Аргентина (3 – 4 %). В списке поставщиков отметились также Бразилия, Вьетнам и Индия.

Правда, с индийскими поставками на протяжении десятилетий — проблемы. К ним были и остаются серьезные претензии по качеству из‑за афлатоксина — грибного заболевания, которое может поражать не только земляной, но и прочие орехи, может навредить кукурузе, появиться в залежалых сборах чая и других трав… Однако впервые афлатоксины были выделены именно из арахисовой муки.

В России арахис как сельскохозяйственная культура появился в конце XVIII века. Но на промышленные рельсы его возделывание поставили только в советские времена. Тогда немалые плантации арахиса появились на юге Украины, Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Азербайджане и на орошаемых землях Узбекистана. Но из‑за трудоемкости производства культура приживалась с трудом. Если в южных штатах США земляной орех вызревает за 3 – 4 месяца, то те же самые сорта в странах бывшего СССР требуют не менее 5 месяцев и все равно дают некоторое количество недозревших бобов.

Надо отдать должное нашим селекционерам: даже несмотря на упадок науки, им удалось вывести новые сор­та — скороспелые, устойчивые к болезням и погодным катаклизмам. Так, в прошлом году Минсельхоз объявил о выходе на «промышленную арену» высокомасличного и продуктивного (20 центнеров с гектара) сорта «Отрадокубанский». Сорт был выведен в краснодарском филиале Всероссийского института растениеводства им. Вавилова.

В нынешнем аграрном сезоне Краснодарский край стал ведущим производителем арахиса в стране. Хотя небольшие фермерские плантации этой культуры есть и в Ставропольском крае, и в Дагестане, и в Чечне. Хотя бы отчасти уйти от арахисового импорта удалось холдингу «Объединенные кондитеры» (в него входят без малого два десятка кондитерских предприятий страны, в том числе такие гиганты, как «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт»). В Астраханской области у кондитеров есть свои плантации, где земляной орех выращивается уже пятый сезон подряд.

Но до полного импортозамещения пока еще далеко…

Любопытства ради заглянем в статистику мирового рынка арахиса. В нынешнем году его производство, по прогнозам экспертов, вырастет на 2,3 % и достигнет 50,7 миллиона тонн. Китай произведет более 18 миллионов тонн, Индия — около 7 млн тонн. США — около 2 млн тонн (кстати, когда‑то Штаты были экспортерами ореха на наш рынок с долей 2 %).

В целом нет ни одной страны, входящей в топ ведущих, где бы случился неурожай. В большинстве стран — перепроизводство. И оно отражается на ценах. Цены стабильны уже не первый год, а некоторые производители вынуждены их и вовсе снижать.

Вот она, суть наращивания производства арахисовой пасты нашими кондитерами: из всех импортируемых в Россию орехов земляной — самый дешевый. А это в нынешней непростой экономической ситуации — фактор решающий. Тем более на фоне многократного роста цен на «благородные» орехи — кешью, фисташки, фундук и всякий прочий… миндаль.

Считайте калории!

В мировой торговой практике арахис в зависимости от степени обработки принято разделять на три группы: сырой в скорлупе, лущеный — очищенный от скорлупы (на ядре только кожица) и бланшированный — очищенный от скорлупы и кожицы. Учитывая, что при обработке (очистке) возникают дополнительные затраты, стоимость продукта возрастает с каждой последующей операцией.

Специалисты-диетологи поют гимны земляному ореху. И ведь есть за что! В бобах арахиса содержится примерно 35 % белков и 50 % жиров, а также множество необходимых для человеческого организма витаминов и микроэлементов. Как источник фолиевой кислоты арахис способствует обновлению клеток, а содержащиеся в нем жиры оказывают легкое желчегонное действие, полезны при язвенной болезни и гастритах. Орешки могут способствовать улучшению памяти и внимания, функционированию нервной системы, сердца, печени и многих других органов.

Но то — «живые» орешки! А как же переработанные в пасту?..

Конечно, паста сохраняет многие из тех полезностей, которые есть в ядре арахиса. Но не стоит забывать, что арахис сам по себе очень калорийный продукт. Энергетическая ценность 100 граммов — 622 ккал. При производстве пасты в нее обычно добавляют сахар или подсластители, соль. Дополнительно приправляют растительными маслами (подсолнечным, оливковым, рапсовым), чаще всего гидрогенизированными, что позволяет избегать расслоения и увеличивает срок годности продукта, но меняет его качество. Таким образом, калорийность вырастает до 700 ккал.

Диетический аналог, в составе которого вместо сахара — сахарозаменитель, не поднимет калорийность выше 550 ккал. Но и это достаточно высокий показатель. Ко всему прочему кондитеры склонны «обогащать» не только арахисовую пасту, но и всех ее ореховых пастообразных собратьев сладостями — шоколадом, медом, экзотическими фруктами.

Есть, правда, и совсем не сладкие варианты. Маркетинговые службы интернет-магазинов (там в основном и разворачивается широкая продажа ореховых паст) подметили: немалым потребительским спросом пользуются, например, арахисовая паста с луком и солью; подсоленная с оливковым маслом; хрустящая с гималайской солью. И прочая, прочая — в том же «соленом» духе.


#рынок #Россия #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7247) от 05.09.2022 под заголовком «Орех на бутерброде».


Комментарии