Опасная неизвестность. Какие угрозы для России таит в себе уход США из Афганистана

На прошлой неделе американцы покинули Баграм, свою крупнейшую базу в Афганистане, и вывод западных войск вступил в финальную стадию. Уже к воскресенью, то есть к Дню независимости США, там остались немногим более тысячи американских военнослужащих, обеспечивающих охрану кабульского аэропорта и посольства. Как результат фактического бегства войск западной коалиции – уже более 40% территории Афганистана захватил «Талибан» (организация, запрещенная на территории РФ).

Опасная неизвестность. Какие угрозы для России таит в себе уход США из Афганистана | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Впрочем, поспешный уход американских войск с территории Афганистана вовсе не означает, что они покидают данный регион. Еще в начале мая издание The Wall Street Journal со ссылкой на источники в администрации Байдена сообщило, что Белый дом ищет варианты сохранения военного присутствия США в этом регионе. «По мнению ряда военных и сотрудников администрации Байдена, предпочтительны Узбекистан и Таджикистан, которые граничат с Афганистаном и могли бы стать плацдармом для легкого доступа. Однако значительное российское присутствие в регионе, расширение китайского присутствия и напряженность между этими державами и Вашингтоном осложняют планы по размещению баз в Центральной Азии», –  отмечало WSJ.

Попытки США разместить выводящийся из Афганистана контингент в соседних странах прокомментировал директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин. «Очевидно, что, принимая решение о выводе войск из Афганистана, правительство Соединенных Штатов Америки не хотело бы терять контроль над этой территорией и вынашивает намерения разместить хотя бы часть тех ресурсов, которые сегодня они имеют на территории Афганистана, в соседних странах», –  приводит слова Нарышкина РИА «Новости». «Мы понимаем и даже имеем информацию о том, что такие попытки предпринимаются и будут предприниматься. И очень рассчитываем, что не только партнеры, но и союзники по Организации договора о коллективной безопасности на такое не пойдут», –  подчеркнул директор СВР.

Тем не менее на прошлой неделе Вашингтон начал зондирование этой темы с рядом бывших постсоветских республик. Госсекретарь США Энтони Блинкен 1 июля встретился с главами МИД Узбекистана и Таджикистана Абдулазизом Камиловым и Сироджиддином Мухриддином. В ходе переговоров стороны обсудили ситуацию в Афганистане и трехсторонние отношения. Позднее с Камиловым встретился глава Пентагона Ллойд Остин. Как отмечается в сообщении военного ведомства США, стороны согласились с важностью дальнейшего расширения двустороннего сотрудничества между военными, обсудили вопросы взаимодействия по оборонной линии, а также борьбы с общими вызовами и угрозами. На следующий день Остин провел переговоры с Мухриддином. Во время брифинга пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби подчеркнул, что в ходе переговоров стороны выразили общее желание продолжать тесное сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом, охраны границ и укрепления потенциала оборонных ведомств. «Кроме того, они подтвердили свою приверженность дальнейшему продвижению цели упрочения политической обстановки в Афганистане», –  сообщил представитель Пентагона.

Реакция российских властей не застала себя ждать. В понедельник, 5 июля, президент РФ Владимир Путин обзвонил лидеров Таджикистана и Узбекистана Эмомали Рахмона и Шавката Мирзиеева. Главной темой их разговоров стала ситуация в Афганистане. Рахмон после телефонных переговоров сообщил о решении Душанбе мобилизовать 20 тыс. резервистов для укрепления границы с Афганистаном, протяженность которой составляет чуть более 1300 км. Россия будет делать все, в том числе используя военную базу в Таджикистане, чтобы защитить союзников от угрозы из Афганистана. Об этом заявил в минувшую среду министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Лаоса Салемсаем Коммаситом.

«Мы будем делать все, в том числе используя возможности российской военной базы на границе Таджикистана с Афганистаном, чтобы не допустить каких-либо агрессивных поползновений в отношении наших союзников», –  сказал Лавров. Министр отметил, что РФ внимательно наблюдает за ситуацией в Афганистане. «Обстановка имеет тенденцию к стремительному ухудшению, в том числе в контексте поспешного вывода американских и других натовских войск, которые за десятилетия пребывания в этой стране так и не добились зримых результатов в плане стабилизации там ситуации», –  указал глава российского МИД.

Эксперты в свою очередь считают, что, несмотря на желание США иметь плацдарм в Центральной Азии для противодействия РФ и Китаю, страны ОДКБ вряд ли согласятся на постоянную дислокацию американских войск на своей территории. Такой точки зрения придерживается профессор НИУ ВШЭ Александр Домрин. «Действительно, США не намерены выводить свой контингент из этого региона, а хотят закрепиться в Центральной Азии, чтобы там противостоять одновременно российскому и китайскому влиянию. Можно ожидать, что администрация Байдена приложит все усилия, в том числе финансовые, чтобы добиться этой цели», –  отмечает политолог. Однако, по его словам, пока перспектива сохранения Вашингтоном соразмерного контингента в этом регионе выглядит достаточно туманной. «Ни одна из стран ОДКБ не пойдет на создание постоянной американской базы на ее территории, максимум, что могут получить США, –  это временную площадку для переброски войск», –  прогнозирует аналитик.

Профессор Дипломатической академии МИД РФ Александр Вавилов придерживается схожей точки зрения. «На фоне окончания крайне неэффективной военной операции в Афганистане Соединенным Штатам необходимо предпринять нечто такое, что позволило бы им остаться в регионе. Для США Таджикистан и Узбекистан –  достаточно лакомый геостратегический кусочек. Эти страны находятся недалеко от России, которая на официальном уровне называется противником США. И попытки передислоцировать туда войска, вместо того чтобы вывести их из региона, конечно, будут предприниматься», –  считает аналитик. Он также выразил мнение, что обе республики не согласятся на дислокацию военнослужащих США на своей территории. «Размещать американские войска –  слишком дорогое, рисковое и неблагодарное дело. Вряд ли Таджикистан и Узбекистан на это согласятся, несмотря на их заявления о готовности наращивать военное партнерство с США. Ведь в противном случае... система безопасности этих стран серьезно пострадает», –  резюмировал Вавилов.

Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин оценивает в целом ситуацию, сложившуюся после ухода американских войск. Процесс вывода войск из Афганистана показывает, что улучшить ситуацию с безопасностью войскам НАТО не удалось. Она примерно такая же, как в начале операции в 2001 году», –  полагает эксперт. «Судя по всему, у американцев и их союзников даже не было такой цели. При этом США уже не первый раз ищут поддержки в Центральной Азии. Хотя и сами республики, и Москва достаточно резко отреагировали на идею размещения в регионе части войск, покинувших Афганистан, переговоры на этот счет наверняка продолжаются. И такой сценарий выглядит весьма технологично –  заварить кашу, выйти из нее, оставить последствия другим игрокам, а если повезет, еще и усилить позиции в регионе».

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

США завершат вывод войск из Афганистана 31 августа, процесс идет без потерь, заявил американский президент Джо Байден. «Наша военная миссия в Афганистане завершится 31 августа. Вывод войск продолжается безопасно и упорядоченно... Благодаря тому как мы организовали его, среди американских и иных сил нет потерь», –  заявил глава Белого дома, выступая с телеобращением.



#США #Афганистан #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6964) от 13.07.2021 под заголовком «Опасная неизвестность ».


Комментарии