Охота на беспилотников. В России развивается рынок антидронов

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) все чаще жужжат над головами петербуржцев, и наряду с преимуществами технический прогресс имеет и обратную сторону. Неудивительно, что на рынке начали появляться технологии, защищающие от беспилотников. Рынок антидронов в основном нацелен на предприятия военно-промышленного комплекса, но в последнее время ориентируется и на гражданскую сферу применения.

Охота на беспилотников. В России развивается рынок антидронов | Как правило, «антидронные» ружья не стреляют, а лишь блокируют каналы связи беспилотных летательных аппаратов. / Фото Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Как правило, «антидронные» ружья не стреляют, а лишь блокируют каналы связи беспилотных летательных аппаратов. / Фото Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Беспилотная угроза

Производители систем безопасности обратили внимание на угрозы от применения БПЛА около пяти лет назад. Выяснилось, что дроны слишком часто подслушивают и без согласования снимают частную жизнь обычных людей, а также занимаются шпионажем на коммерческих предприятиях и в госструктурах.

По словам гендиректора компании «НПФ Видар» Дмитрия Кольцова, беспилотники значительно удешевили авиационную технику. Это привело к тому, что дроны стали применять в противоправных действиях, например, в нарушении воздушного пространства над объектами критической инфраструктуры (аэропортами, электростанциями).

Кроме того, дроны активно используют в перемещении запрещенных веществ и предметов. Они умышленно создают помехи воздушному движению. Да и не всегда есть гарантия, что на борту этих летающих роботов не прикреплено взрывное устройство или распылитель химического вещества, который легко можно привести в действие над промышленным или атомным объектом или в месте скопления людей, будь то концерт или футбольный матч. Словом, находка для террористов.

И вот началась «борьба снаряда и брони». За последние годы рынок систем обнаружения и противодействия дронам разросся до 30 млрд рублей. Если раньше такими устройствами пользовались в основном военные и другие силовые структуры, то теперь их вовсю используют и гражданские заказчики. В том числе компании, управляющие транспортной инфраструктурой и спортивными сооружениями.

Именно такие устройства в марте испытывала ГК «ИТР» на аэродроме «Путилово» в Ленобласти. В помещении аэродрома был оборудован ситуационный центр. В полевых условиях развернут комплекс систем оптического обнаружения «Хамелеон» и автоматического обнаружения и подавления «Стриж-3». В воздух подняли три дрона, различные по частотам и габаритам. На них и отработали алгоритмы защиты.

«Система «Хамелеон» основана на методе оптической детекции. Это позволяет ей обнаруживать малогабаритные объекты размером не менее 30 см на расстоянии до 1000 м, — объясняет гендиректор компании Денис Шахов. — А антидрон «Стриж-3» является эталоном стационарной системы обнаружения и противодействия коммерческим беспилотным летательным аппаратам. Он способен автоматически обнаруживать дроны на расстоянии 2500 м и подавлять их на расстоянии 2000 метров. Более того, система создает радиоэлектронный купол и может одновременно блокировать любое количество дронов».

В ходе испытаний было представлено и ружье «Гарпун-3», предназначенное для точечного воздействия на непрошеных электронных «гостей». При наведении этого ружья на беспилотник его каналы связи и навигации подавляются, в результате он совершает вынужденную аварийную посадку.

«Мы не ставим целью борьбу с боевыми беспилотными летательными аппаратами, которые находятся на вооружении многих стран мира. Наша задача — защитить объекты гражданского сектора, — говорит главный конструктор компании Андрей Румянцев. — Сегодня это весьма актуально. К примеру, в закрытой зоне Петербурга в районе Конституционного суда РФ, несмотря на то что через каждые 10 м стоят ограничительные таблички «бесполетная зона», фиксируется не менее 12 тысяч нарушений воздушного пространства в год. В основе нашей техники лежит принцип, согласно которому мы не оказываем летального воздействия на дрон и не уничтожаем преднамеренно чужое имущество. Мы воздействуем мягко: либо отгоняем дрон в точку старта, либо заставляем его совершить аварийную посадку. В перспективе для гражданского сектора планируем предложить станцию, которая будет осуществлять точечное воздействие на конкретный летательный аппарат, чтобы не мешать работе законопослушных устройств».

От «умного» ружья до антидрон-ракеты

Параллельно в Петербурге проходила выставка передовых технологий обеспечения безопасности «Экспотехностраж», на которой также были представлены ориентированные на борьбу с БПЛА разработки. Особое внимание было уделено военной тематике. В ходе мероприятия специалисты Росгвардии подчеркнули, что спецоперация на Украине еще раз подтвердила необходимость развития технологий противодействия беспилотникам.

«США стремятся стать лидерами в области применения дронов, — отметил представитель Главного научно-исследовательского испытательного межвидового центра перспективного вооружения Минобороны Александр Рязанов. — В Америке даже создано объединенное управление сухопутных войск по борьбе с малыми БПЛА. На новые дроны и борьбу с роботами вероятного противника Штаты уже бросили более 1,5 миллиарда долларов. Вероятными противниками в этой сфере американская стратегия видит Китай, Россию и Иран».

В целом ассортимент военных антидронов достаточно богат: от «умного» ружья до антидрон-ракеты. Например, НПО «Андроидная техника» разработало новую роботехническую платформу «Маркер», которая может использоваться для уничтожения беспилотников в военных условиях.

Одна из целей этой разработки — минимизация участия человека, устройство может работать в автономном режиме до 48 часов. Оно оснащено нейросетью и системой оптико-электронного обнаружения, которые позволяют классифицировать воздушные цели и поражать их на удалении более ста метров.

Судя по выставочной экспозиции, многие решения по обнаружению беспилотных летательных объектов построены на принципе радиолокации. К примеру, одна из разработок НПП «Алмаз», модуль акустической разведки «Атака-Шорох», позволяет обнаруживать дроны, совершающие несанкционированные полеты в режиме радиомолчания. Чтобы обнаружить БПЛА, модулю достаточно малейшего звука, который тот издает при полете. Шумы улавливаются с помощью сверхчувствительных микрофонов, дальность обнаружения составляет до 500 м. Модуль может быть интегрирован в единую систему с комплексом радиочастотного обнаружения и подавления БПЛА «Атака-DBS». Оборудование способно блокировать каналы связи и навигации дрона, не нарушая работу окружающего коммуникационного оборудования.

При этом на поле боя представлять опасность могут даже обычные квадрокоптеры, приобретенные на гражданском рынке, — их возможностей хватает для ведения тактической разведки. Поражать такие небольшие дроны современными средствами ПВО сложно и дорого. Для борьбы с ними эффективны специализированные антидронные ружья.

«Наша разработка Stupor Spike уже проходит опытную эксплуатацию в войсках РФ, — сообщил технический директор компании «Ступор» Дмитрий Воронцов. — Это устройство предназначено для принудительного управления режимами работы БПЛА, а также судоходных аппаратов с дистанционным управлением. Оно может по Bluetooth-каналу связываться с другими устройствами. Важно, что начинка этого изделия состоит из отечественных разработок, включая платы генерации при блоке контроля».

Для более масштабных задач инженеры Российского федерального ядерного центра (Всероссийского научно-исследовательского института технической физики) создали антидрон-ракету. Это устройство состоит из ракеты с блоком наведения на цель и специального контейнера с сетью-ловушкой. Ракета доставляет контейнер с сетью к беспилотнику, он попадает в сеть-ловушку, которая обеспечивает его захват и нейтрализацию.

Полеты у всех на виду

Возвращаясь к гражданской сфере, стоит отметить, что в мирных условиях лучшее средство борьбы с недобросовестными владельцами беспилотников — это профилактика и усиленный контроль. В апреле в Петербурге стартовал первый в России проект по созданию городской инфраструктуры для полетов беспилотных воздушных судов.

По данным ассоциации «Аэронекст», соглашение о совместном участии в проекте подписали НПО «Алмаз» (входит в Концерн ВКО «Алмаз-Антей»), городской комитет по транспорту, комитет информатизации и связи и компания «Флай Дрон» (входит в госкорпорацию «Ростех»). Эта инициатива позволит владельцам беспилотников легально осуществлять согласованные и наблюдаемые полеты, а городским властям — в автоматическом режиме верифицировать каждого пользователя воздушного пространства.

Одна из составляющих проекта — система мониторинга, которая имеет масштабируемую архитектуру и способна обеспечивать устойчивое обнаружение и сопровождение воздушных объектов на высотах до полутора тысяч метров.

К лету 2022 года ее предполагается дополнить пилотной версией цифровой платформы, которая позволит внешним пилотам подавать электронный запрос на совершение полета. В результате владельцы беспилотников смогут совершать «хобби-полеты» и даже стать официальными исполнителями авиационных работ с возможностью защищенных расчетов.

Авторизация в системе будет проходить через портал «Госуслуги». Ожидается, что платформа не только сделает нынешних владельцев беспилотников более дисциплинированными, но и сформирует рынок профессиональных услуг с использованием БПЛА, среди которых аэрофотосъемка, 3D-моделирование, доставка грузов и т. д. И участники проекта надеются, что он со временем заложит основу для расширения легального использования беспилотной авиации в воздушном пространстве РФ.


#беспилотник #дрон #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7149) от 13.04.2022 под заголовком «Охота на дронов».


Комментарии