Обострение вокруг Тайваня. Почему ухудшились отношения Пекина и Тайбэя

В последние дни миру пришлось вспомнить о проблеме «двух Китаев». В минувший понедельник Народно-освободительная армия Китая (НОАК) провела учения с отработкой высадки на берег. В маневрах приняли участие штурмовые группы, саперы и десантные корабли.

Обострение вокруг Тайваня. Почему ухудшились отношения Пекина и Тайбэя | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Представитель канцелярии по делам Тайваня при госсовете КНР Ма Сяогуан сообщил: «Учения НОАК направлены против сепаратистских движений, выступающих за «независимость Тайваня», а также против вмешательства внешних сил». В унисон с китайскими дипломатами выступили военные Поднебесной, которые заявили, что они провели наступательные маневры, в ходе которых высадились на берегу неподалеку от Тайваня, независимость которого Пекин не признает и считает его своей территорией. По сообщению китайской газеты Weibo, армия «отрабатывала широкий спектр задач по захвату берега».

В Тайбэе забили тревогу и пожаловались заокеанскому патрону на «растущее давление Пекина». Глава военного ведомства Китайской республики (как официально именует себя Тайвань) Цю Гочжень заявил: к 2025 году армия материкового Китая будет полностью готова к вторжению на остров. По его оценке, к этому сроку баланс сил в проливе окончательно сместится в пользу НОАК, в том числе в силу того, что на вооружение ВМФ КНР поступят универсальные десантные корабли проекта 075. К настоящему моменту один корабль подобного класса – «Хайнань» – уже заступил на дежурство на Южном флоте Китая, второй спущен со стапелей и проходит ходовые испытания, а третий строится.

Вашингтон ответил устами пресс-секретаря Пентагона Джона Кирби. Соединенные Штаты обеспокоены провокационной военной деятельностью КНР и продолжат помогать Тайваню, заверил Кирби. Он добавил, что действия Пекина «увеличивают риск просчетов в оценках». Китай, по мнению США, должен «прекратить военное, дипломатическое и экономическое давление» на остров.

Ободренная поддержкой Вашингтона, глава администрации острова Цай Инвэнь тем временем уточнила: Тайвань, мол, «не склонит голову» перед давлением со стороны материкового Китая, а будет отстаивать статус-кво в регионе и продолжит укреплять свою обороноспособность. Об этом она заявила, выступая в Тайбэе по случаю национального праздника – Дня двух десяток (десятый день десятого месяца).

Одновременно на торжественном собрании по случаю 110-й годовщины Синьхайской революции выступил председатель КНР Си Цзиньпин. «Тайваньский вопрос является исключительно внутренним делом Китая, никакое внешнее вмешательство недопустимо», – сказал он. «Раскольнические власти Тайваня продолжают искать поддержку, включая военную, со стороны США с целью помешать национальному воссоединению КНР, и это подтверждает, что послание доброй воли материкового Китая тайваньским соотечественникам, а также серьезное предупреждение властям острова игнорируются», – пишет пекинская Huanqiu shibao.

В этой ситуации глава российской дипломатии Сергей Лавров на форуме в Нур-Султане (Казахстан) вновь подтвердил четкую позицию РФ по тайваньскому вопросу. «Россия, как и подавляющее большинство других стран мира, считает Тайвань частью КНР. Из этого мы исходим и будем исходить в нашей политике», – подчеркнул министр. «Никто не должен недооценивать твердую решимость, непоколебимую волю и огромные возможности китайского народа защищать национальный суверенитет и территориальную целостность», – предостерег Си Цзиньпин. «Историческая задача воссоединения родины должна быть выполнена», – заключил лидер Поднебесной.

На этом фоне влиятельное издание Financial Times опубликовало статью с многозначительным заголовком «Момент истины приближается по проблеме Тайваня». Как пишет издание, Китай счел вывод американских войск из Афганистана как знак геополитической слабости, после чего Пекин может позволить себе бросить вызов американскому доминированию в Тихоокеанском регионе и объединить КНР с Тайванем. Теперь у Китая появляется возможность самому выстраивать свою версию «стратегической двусмысленности», нагнетая алармистские настроения касательно возможного вторжения на остров, но не сообщая о конкретных планах. «И Китай, и США все больше чувствуют себя вовлеченными в потенциально смертельную игру в покер над Тайванем, пытаясь обманом заставить друг друга отступить», – заключает издание.

Эксперты пытаются разобраться в причинах военной активности Китая в регионе, а также анализируют перспективы вторжения КНР в островное государство. «Тайвань сейчас самая опасная горячая точка в Тихом океане, в Восточной Азии. Но становится она таковой во многом из-за действий самих США, потому что еще с президентства Дональда Трампа американцы заметно интенсифицировали военно-политические связи с Тайбэем, они начали активнее влиять на внутреннюю политику Тайваня», – убежден главный научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО, специалист по китайскому военно-промышленному комплексу Василий Кашин. По его словам, растет сотрудничество Тайваня и Соединенных Штатов в области обороны и безопасности, повышается уровень контактов между тайваньскими и американскими официальными лицами, инструкторы из США присутствуют на Тайване.

Схожей позиции придерживается и доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока Андрей Виноградов. «Активные действия со стороны Пекина могут возникнуть в ответ на провокации тайваньского руководства (очередной референдум по поводу независимости этого острова) или активные провокации со стороны США и союзников. При этом кризис внутри Китая (социально-политический по причине экономических неудач), на мой взгляд, маловероятен», – полагает эксперт. По его мнению, другое дело – перспектива на 10 – 15 лет. Если к концу срока пребывания Си Цзиньпина во главе КПК вопрос о возвращении Тайваня политическим путем решить не удастся, Китай вполне может перейти к более решительным действиям – лидер должен остаться в истории как очередной объединитель страны после Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.

В 2024 году на острове пройдут выборы президента. Если на них победят сепаратисты, вероятность вторжения станет весьма высокой. «У Пекина была стратегия воссоединения с Тайванем, которая основывалась на экономической привязке, расширении контактов во всех сферах, поддержке оппозиционных сил, – поясняет Василий Кашин. – На практике китайцы привязали остров экономически, но политически – не получается. Последние несколько лет на Тайване доминируют силы, выступающие за сепаратизм, за уход от Китая, в частности, Демократическая прогрессивная партия. Она взяла верх на выборах 2016 года и одержала еще более убедительную победу на президентских выборах 2020-го». Что касается баланса сил, то он, считает Кашин, давно уже сместился в сторону Китая, и присоединить остров Пекин мог бы уже сейчас, но это все равно очень рискованная операция с военной точки зрения. «Таких масштабных операций не проводилось как минимум с высадки американцев в Инчхоне во время войны в Корее. Или даже с момента знаменитой высадки в Нормандии», – заключает эксперт.


#Пекин #Китай #отношения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7033) от 19.10.2021 под заголовком «Обострение вокруг Тайваня».


Комментарии